Як-55: технические характеристики

Спортивно-пилотажный самолёт Як-55 был разработан в 1979 г. коллективом КБ им. А.С.Яковлева, руководил проектом Ю. И. Янкевич, в то время главный конструктор бюро. Разработка его была обусловлена новыми течениями в «моде» пилотажной акробатики.

Еще в 1976 г., на Киевском ЧМ по высшему пилотажу, организаторами ФАИ более перспективным был признан «тихоходный» стиль пилотажа, продемонстрированный зарубежными спортсменами. Они выполняли пилотаж на низких скоростях, с небольшими радиусами вращения и в небольшом пространстве, как говорили летчики, «вокруг хвоста». Советские же спортсмены, напротив, показали скоростной пилотаж, с большими радиусами вращения, полностью задействуя заданное под пилотаж  пространство размером 800x1000x900 м.

Разработка самолета

Подчиняясь новым требованиям, конструкторы начали разработку самолета, который соответствовал бы этим критериям. Требуемые технические характеристики получили снижением несущей нагрузки на крылья и утолщением его профиля. В результате внесенных в схему крыла изменений было разработано симметричное крыло с  меньшей удельной нагрузкой на кв.метр (50 кг вместо 60 кг у Як-50) и скоростным профилем.

Самолет Як-55

Новая конструкция крыла упростила выполнение многих фигур высшего пилотажа, начиная с простых и заканчивая сложными «бочками» (штопорными), а также фигурами «колокол» или «абракадабра» вертикальной акробатики. На крыло авторами был оформлен патент. В 80-х годах прошлого века с таким крылом был выпущен за рубежом ряд  спортивных самолётов.

Самолет получил название Як-55. Строился Як-55 довольно долго, а пока спортсмены продолжали соревноваться на  Як-50. Впервые полет на Як-55 выполнил летчик О. Булыгин только 28 мая 1981 г. За это время в пилотажном спорте опять успели поменяться требования к стилю исполнения фигур. В соревнованиях утвердился скоростной, так называемый «советский стиль», вместо предыдущего тихоходного. К 1981 году этот стиль приняли к использованию спортсмены всех соревнующихся  стран. В скоростном стиле стали выступать американские летчики на моноплане «Лазер», чехи на биплане «Злин» и французы на КАП-х.

Читайте также:   Транспортный самолет Як-6

Не успев появиться на спортивной арене, Як-55 стал устаревшим — скорости полета и углового вращения у него были низкими и не соответствовали новым условиям. Вместе с тем, он обладал другими отличными летными качествами. Как упоминалось выше, самолет легко справлялся с любого вида штопором и фигурами обратного пилотажа. Требовалось увеличить его скоростные параметры и научить самолет вращению вокруг продольной оси корпуса.

К началу ЧМ 1982 г. доработанный Як-55 передали сборной СССР для участия в предстоящем чемпионате, но поучаствовать в соревнованиях он не успел. Во время соревнований продолжались его испытания, в результате были выявлены и исправлены еще некоторые конструкционные недостатки самолета. На следующем ЧМ в 1984 году на модернизированном самолете Як-55 Х. Макагонова стала абсолютной чемпионкой мира.

Фото Як-55

Конструкция и варианты исполнения

Кроме симметричного крыла, в самолете КБ Яковлева 55 симметрично сконструирована вся аэродинамическая система: конструкции горизонтального оперения и вертикального хвостового оперения также близки к симметричным. В целом вся конструкция самолета была симметрична. Это значительно упростило (в сравнении с Як-50) выполнение пилотажных фигур, улучшило механизм управления штопорными ситуациями. Особенности конструкции:

  • фюзеляж – обычный полумонокок.
  • крыло – однолонжеронное, симметричное, отъемное, крепящееся к корпусу, элероны расположены вдоль задней кромки крыла, в обоих крыльях имеется по отсеку для топливных баков.
  • киль – двухлонжеронный, сконструирован одним целым с фюзеляжем.
  • шасси – неубирающееся, заимствовано с Як-50, трехопорное, с управляемым колесом в хвосте, с механическими тормозами.
  • двигатель — М-14П конструктора Ивченко; топливно-масляная система скопирована с Як-50, расходный бачок объемом 5 л регламентирует полеты в перевернутом режиме не дольше трех минут.

Самолет имел несколько вариантов исполнения:

  • первый прототип Як-55, было изготовлено две машины;
  • базовый вариант Як-55, отличался от прототипа видоизмененным профилем крыла (с острым носком);
  • модифицированный вариант Як-55М, отличался от базового меньшим размахом крыла;
  • учебно-тренировочный вариант Як-54, разработан      на базе Як-55М.
Читайте также:   Торпедоносец-бомбардировщик Ту-14

Фото Як-55 и его модификаций приведены ниже. Ознакомьтесь с ними.

Яковлев 55

Технические характеристики
Як-55М

Самолеты просты и послушны в управлении, доступны к освоению начинающими пилотами, удобны в обслуживании наземными службами. Было принято решение о запуске машин в серийное производство. В соответствии с принятым решением в 1985 – 1991 гг. было произведено 108 самолётов,  с 1991  по 1993 гг. еще было изготовлено  106 машин. Производились они в Арсеньеве на авиационном заводе «Прогресс». Всего было произведено 214 экземпляров.

Эксплуатация самолета

Применение самолетов Як-55 в аэроклубах способствовало развитию авиационного спорта в стране. На 12 ЧМ (1984 г.) самолет Як-55 завоевал титул абсолютного чемпиона (Халидэ Макагонова); в результате  необычной конструкции крыла на рекордном уровне были выполнены фигуры обратного пилотажа.

На Як-55 сборная СССР выступала также на ЧМ в 1982 г. (Виктор Смолин) и 1986 г. (Любовь Немкова).

Из зарубежных пилотажных машин наиболее конкурентными советским самолетам были уже упоминавшиеся ранее американский биплан «Питтс», французский моноплан КАП, немецкая «Экстра» (ФРГ), чешский «Злин». В число рекордсменов с мировым именем входят такие знаменитые спортсмены как Р. Шихина, С. Савицкая, Х. Макагонова, Г. Корчуганова, Л. Немкова, В. Лецко, В. Мартемьянов, В. Смолин, И.Егоров и многие другие заслуженные спортсмены. Всего в авиаспорте по данным ФАИ до нынешнего времени  зарегистрировано более 1500  мировых  рекордов.

Добавить комментарий

шестнадцать − два =