Антонов Ан-4

В таежные места нашей необъятной родины порой можно было добраться только самолетом, и Ан-2 — это чудо КБ Антонова, был как никогда востребован. Правда, бывали населенные пункты в такой непроходимой глуши, что даже Ан-2 затруднялся садиться в этих местах, и тогда на помощь приходил модифицированный «поплавок» — Ан-4.

Самолет Ан-4 — это гидросудно с поплавковым шасси, созданное на основе популярного Ан-2. Оно разработано в конструкторском бюро им. Антонова.

История создания

Разработка Антонов Ан-4 (Aн-2B — «Водный») началась в 1950 г. в конструкторском бюро №153. На самолет установили поршневой двигатель Швецова AШ-62ИP в сотню лошадиных сил. Однореданные цельно-дюралюминевые поплавки с водными рулями, скреплены у фюзеляжа 6-ю стойками с 5-ю крестами расчалок, соединенными парой труб. Конструкция легкая, швы в один ряд. У поплавка тридцать один шпангоут — одиннадцать переборок, что делит поплавок на двенадцать секторов.

Через год состоялся первый экспериментальный полет под руководством пилота летно-транспортного отдела В.А. Диденко. В конце лета 1951 г. прошли заводские испытания, а в октябре и последующий месяц — государственные. Так как все прошло на высоте, запустили серийное производство в Польше и Советском Союзе.

Если на сибирских или полярных просторах не справлялся транспорт с колесным шасси, в акваториях нашей родины всегда выручал маневренный Ан-4, которому были не страшны сотни километров глуши.

Отличие взлета на поплавках в том, что хвост судна уже во взлетном положении. На воде скорость набирается медленнее, из-за водного сопротивления. Пилоты выходят на уступ поплавка, чтобы самолет поднялся из воды, уменьшая тем самым сопротивление и увеличивая скорость.

Эксплуатация самолета

Начиная с 1954 года, и на протяжении двух лет шла пробная эксплуатация Ан-4. По происшествии времени стало понятно, что без него уже не могут обойтись те районы страны, где нет взлетно-посадочных полос. Особенно Ан-4 стал актуален в водных районах Советского Союза, поселениях, стоящих на озерах и реках. Например, они состояли в авиаотрядах СССР: Карелии, Архангельске, Туре, Тобольске, Туруханске, Сургуте, Хатанге, Нарьян-Маре, Дудинке, Игарке, Салехарде, Иртыше и других, использовалось больше сотни Ан-4.

Читайте также:   Технические характеристики самолета Ту-22М3

Антонов Ан-4

Гидросамолет оказался очень маневренным, удобные водные средства управления и реверсия воздушного винта позволяла использовать самолет даже на мелководье, при посадке на воду, глубина которой была чуть больше метра. А что еще более важно, самолет мог разворачиваться на месте и сдать назад. Если населенный пункт находился на территории с большой водной сетью – «Водный» становился в таких местах незаменимым помощником!

Ан-4 идеально подходил для доставки грузов, продуктов и почты в затрудненные для другого транспорта местности. Справлялся с перевозкой людей и помогал экспедициям и далеким заводам в труднодоступных местах.

Из-за отсутствия контролируемых органов и проверки экипажа до и после полета, пилотная команда частенько пила на «рабочем месте», из-за этого возникало много аварийных ситуаций, а, соответственно, и травм. Бороться решили радикальными методами. В 1983 году Советский Союз решил отказаться от этого гидросудна, и его эксплуатация была остановлена.

Но все оказалось не так просто. Отказаться – отказались, но как выяснил ДВТ РФ в 1994 году, в северных районах России в эксплуатации оказалось больше трех сотен самолетов Ан-4. Фото самолета, находившегося в эксплуатации в северных районах, представлено ниже. 

Самолет Ан-4

Поступали прошения из «глубинок» от рыбаков, охотников, оленеводов, вернуть самолет в эксплуатацию, чтобы было проще там, где нет нормальной коммуникации между поселениями. Но решение вопроса затянулось и сошло на нет.

Минусы Ан-4:

  • Сложность посадки во время штиля. Из-за зеркальной глади, невозможно рассчитать расстояние до соприкосновения с поверхностью, и при грубой посадке можно лишиться поплавков. Пилотам приходилось несколько раз пролетать над поверхностью воды, до появления ряби, чтобы можно было примериться и уже после посадить самолет.
  • Еще один минус — посадка на Енисее. В воде могли плавать бревна, при ветреной погоде они практически незаметны. Эти топляки могли пробить поплавок и если под самолетом ощутимая глубина, он мог беспрепятственно пойти на дно. Да, на борту Ан-4 были спасательные жилеты, но в холодную осеннюю или весеннюю погоду, когда местами уже, или все еще, лежит снег, эти жилеты никого бы не спасли.
  • Ремонт поплавков очень дорогой, а если Ан-4 ломался вдали от населенных пунктов, и нужно было вызывать бригаду ремонтников на самолете… это сулило огромные проблемы команде гидросамолета.
  • При сильном ветре, самолет может как по льду нести на берег, и если там не предусмотрено парковочное очищенное место, можно распрощаться с поплавками.
Читайте также:   Антонов Ан-10

Поэтому поплавки, конечно, расширяли свойства Ан-4, но далеко не облегчали жизнь пилотам. Например, при низких облаках летать запрещалось. Там, где без Ан-4 было не обойтись, зачастую погода была всегда неподходящая, что свойственно тем широтам. Если облачность заставала в пути, пилотам ничего не оставалось, как по руслу, ниже 50 метров опускать самолет, и, не торопясь до пункта назначения, долгое время лететь в таком режиме.

Фото

Технические характеристики

  • Экипаж: пара человек.
  • Самолет мог перевозить 9 человек.
  • Один двигатель AШ-62ИP мощностью в 1 000 л\с.
  • Длина самолета 12,74 метра.
  • Высота самолета 5,90 метра.
  • Масса пустого самолета 3,7 тонн.
  • Вес топлива 1,2 тонны.
  • Максимальная скорость 230 км\ч.
  • Дальность рейса 1 800 км.

Добавить комментарий