Ту-104: самый опасный самолет, катастрофы

Сфера самолетостроения во времена бывшего Советского Союза, существенно отличалась от современной. Основным отличием являлось то, что инженеры-конструкторы не создавали новые модели гражданских авиалайнеров, а переделывали их из военных воздушных судов. Первой экспериментальной моделью стал пассажирский реактивный самолет – Ту-104.

катастрофы Ту-104
Самолет Ту-104

История создания

По решению действующего правительства СССР, в качестве основы для новой экспериментальной модели использовался Ту-16 – военный бомбардировщик. Благодаря особой конструкции бомбардировщика, по мнению экспертной комиссии, удалось создать новый пассажирский транспорт в значительно короткие сроки. Свою задумку инженеры смогли воплотить в реальность, ведь с момента разработки, начавшейся в начале 1954 года. До запуска в полет первого воздушного транспорта прошло всего лишь полтора года.

Стоит отметить, что даже на первом экспериментальном полете избежать эксцессов не удалось. Как только самолет набрал нужную высоту, его неожиданно начало кидать в разные стороны. Это стало причиной потери управления. Такому процессу летчики дали название «подхват».

К сожалению, причины подхвата Ту-104 специалисты не смогли определить. Но даже такая серьезная ситуация не была принята во внимание, ведь проблемный воздушный транспорт не был снят с эксплуатации и испытательные мероприятия не были прекращены.

катастрофа Ту-104 под Красноярском

В те времена перед руководством Советского Союза стояла единственная цель – показать всем странам, что советское государство является лидером во всех сферах. Именно поэтому перед конструкторами были поставлены следующие цели:

  • новая модель должна быть изготовлена в кратчайшие сроки;
  • воздушный транспорт должен соответствовать ранее принятым стандартам;
  • модель должна взлетать практически с любой ВПП.

Разумеется, спешка не помогла создать надежный самолет, что доказали уже первые испытания. Да и к тому же, в дальнейшем эксперты отметили несколько недочетов:

  • крыло самолета не отличалось надежностью и аэродинамикой;
  • для улучшения аэродинамики было принято решение установить на самолете двигатели, обладающие большей мощностью;
  • конструкторы были вынуждены оборудовать самолет более мощными шасси, так как конструкция оказалась намного жестче чем ожидалось.

Вышеперечисленные доработки стали причиной увеличения общей массы, поэтому решить одну из поставленных задач – осуществлять взлет с любой взлетно-посадочной полосы не удалось. Ведь готовая, довольно массивная модель, должна была хорошо разогнаться, а для этого самолету требовалась качественная и довольно продолжительная ВПП.

Читайте также:   Катастрофа Ту-144 под Парижем

При разработке конструкции не были даже рассмотрены элементарные удобства в кабине пилота, к примеру, управлять закрылками пилоту приходилось при помощи ручек, причем ручки предусматривались отдельные для каждого крыла.

По мнению экспертов, именно многочисленные недочеты, спешная сборка и отрицание известным конструктором Туполевым наличие поломок стали причинами того, что первый советский реактивный авиалайнер стали рассматривать в мировой авиации в качестве самого опасного самолета. А подтверждением этого факта являются многочисленные катастрофы Ту-104, унесшие огромное количество человеческих жизней.

последние слова лётчика Кузнецова

Самые серьезные воздушные происшествия

Проанализируем несколько самых ужасных происшествий с участием первого советского реактивного авиалайнера:

  • Как ранее уже было отмечено, выяснить причину «подхвата» так и не удалось. В итоге из-за этой причины произошло несколько катастроф. Первый страшный инцидент, унесший жизни 64 человек, произошел летом 1958 года.
  • Спустя несколько месяцев, такая же трагедия постигла второй воздушный транспорт, который с огромной высоты врезался в землю.
  • Третья крупная авиатрагедия произошла через пару месяцев, унеся жизни 74 человек. Пилотировал самолетом опытный летчик Г. Кузнецов, воздушный транспорт должен был доставить пассажиров из Москвы в Пекин. На борту самолета находились как советские, так и иностранные граждане. Первые часы полета были спокойными. Но спустя некоторое время воздушный транспорт резко ушел вверх, примерно на 2 км, утратил набранную скорость, перевернулся на крыло, что и стало причиной вхождения в штопор.

в Одессе

Члены экипажа пытались предпринять всевозможные действия, чтобы предотвратить ужасную трагедию. Но их усилия были напрасными, так как самолет полностью утрати л управление. До последнего мгновения командир воздушного транспорта вместе со вторым пилотом, пытались выровнять воздушный транспорт, удерживая изо всех сил штурвал самолета.

Видя, что никакие методы не помогают избежать ужасной трагедии, командир решил передать наземным службам как в последние минуты начал вести себя самолет. Связь с землей не порывалась до самого падения. Последние слова летчика Кузнецова звучали так: «Друзья, прощайте! Мы все погибаем!».

  • Катастрофа Ту-104 под Красноярском потрясла всю мировую общественность. По одной из версии причиной крушения самолета оказалась выпущенная по ошибке ракета, на военных полигонах, действующих в 1960-х годах вблизи Магадана. Авиалайнер начал резко терять скорость, перешел в так называемое сваливание и зацепившись крылом за деревья упал примерно в 30-ти км от красноярского воздушного причала. Все находившиеся пассажиры на борту, в количестве 76 человек и 8 членов экипажа погибли.
  • Очередная трагедия произошла в Одессе с Ту-104, заходящим на посадку. Авиакатастрофа унесла жизнь одного человека, и 10 находившимся на борту пришлось оказать срочную медицинскую помощь. По мнению экспертов, виновником происшествия оказались неблагоприятные погодные условия. В момент посадки над одесским воздушным причалом нависли грозовые тучи, поэтому видимость снизилась до 5 км. Попав в зону действия грозы, самолет начал стремительно терять высоту. Несмотря на усилия командира, падение замедлить не удалось. В итоге воздушный транспорт столкнулся с осветительными опорами. Самолет резко развернулся влево, зацепил левой частью крыла землю и врезался в нее носовой частью. Все вышеперечисленное вызвало пожар в правом двигателе. Пожарная и скорая помощь прибыли своевременно, что помогло быстро потушить пожар и оказать пассажирам первую медицинскую помощь. К сожалению, в авиакатастрофе погиб штурман, из-за многочисленных травм, через пару часов в больничном отделении.
Читайте также:   Авиакатастрофа Ту-154 под Донецком

Лайнеры Ту-104 продолжали перевозить пассажиров вплоть до начала 80-х годов, несмотря на ужасающую статистику. Однако советские конструкторы все же смогли, правда через длительный период, исправить ошибки. Благодаря многочисленным доработкам инженерам удалось создать такие модели воздушных судов, которые сумели намного проще противостоять постоянно меняющимся воздушным потокам.

Добавить комментарий