Катастрофа Ту-144 под Парижем
Это было в воскресенье, 3 июня 1973 года, недалеко от Парижа состоялся Тридцатый Международный авиакосмический салон Ле-Бурже. На показ воздушных судов собрались около 350 000 зрителей. Исполнение показательного полета советского авиалайнера Ту-144 ОКБ Туполева повергло всех в шок. Совершая пике, за считаные секунды, самолет развалился в воздухе и по кусочкам стал падать на жилые районы города Гуссенвиль.
Все члены экипажа погибли, их было 6 человек, а также 8 мирных жителя на земле. За всю историю авиации это первая катастрофа сверхзвукового авиалайнера. Расследование происшествия были засекречены, а то, что высказывала следственная комиссия, многим не понравилось. Ктастрофа Ту-144 в Ле-Бурже, ее истинные причины, породила множество гипотез.
О самолете и экипаже
Ту-144 – это первый серийный самолет, который выпустил Воронежский авиационный завод (ВАСО) в 1972 году. 20 марта проходили испытательные полеты и отправка его в ОКБ Туполева. На борт воздушного судна нанесли надпись «Аэрофлот». Его регистрационный номер CCCP-77102, заводской 01-2, серийный 1-2. Имеет четыре турбореактивных двигателя НК-144А, которые изготовили сотрудники на Куйбышевском мотостроительном заводе имени Фрунзе М.В.
Тонкое треугольное крыло, «бесхвостый», зато устойчивый и хорошо управляемый в любых режимах полета. Нос самолета острый, гладкий и «кланяющийся» — для обеспечения переднего обзора.
Сверхзвуковой самолет Ту-144 прошел множество различных испытаний. Его скорость могла достигать 3000 километров в час.
05.06.1969 года на высоте более 10 тысяч метров воздушное судно впервые преодолело звуковой барьер. Через два года совершил полет на высоте 16 тысяч метров со скоростью 2 150 километров в час. Катастрофа Ту-144 под Парижем привела к тому, что интерес к данной модификации резко снизился. За два года эксплуатации после данного инцидента было выявлено около 600 неполадок, поэтому после 1980 года было решено снять Ту-144 с пассажирских рейсов, объясняя тем, что звуковой барьер плохо влияет на здоровье пассажиров.
Да и неэкономичный: за час полета использует в восемь раз больше топлива, чем обычный пассажирский лайнер, а также билеты очень дорогие. И в качестве транспортного он не подходит в использовании, так как у него маленькая грузоподъемность.
Летом в 1973 году под выставочным кодом 451 самолет прибыл в авиакосмический салон Париж-Ле-Бурже, чтобы продемонстрировать достижения в авиаконструировании.
В субботу, 2 июня 1973 года авиалайнер совершил свой первый показательный полет, прошедший в штатном режиме, без каких-либо пререканий к работе самолета. Технических неполадок не было.
Воскресенье, это второй день выставки и Ту-144 должен был отлетать очередной показательный полет. В составе экипажа были: командир воздушного корабля, второй пилот, штурман, бортинженер, заместитель генерального конструктора и ведущий инженер по испытаниям.
Как все происходило
В 15 часов 19 минут авиалайнер с третьей взлетно-посадочной полосы аэропорта Ле-Бурже взлетел в воздух и показал несколько маневров, после этого совершил запланированный пролет над полосой номер тридцать на малой скорости, с выпущенными шасси и передним крылом. Когда оставался километр до конца взлетно-посадочной полосы он летел на высоте 190 метров, вдруг включили полный газ двигателей, и самолет резко взял высоту, убрав при этом шасси и переднее крыло.
Набрав в высоту 1200 метров, самолет летел по горизонтали. Через некоторое время Ту-144 начал пикировать и когда до земли оставалось 750 метров, экипаж стал выводить лайнер из пике, выпустив при этом переднее крыло. При выведении самолета из отрицательного углового движения летательного аппарата на высоте 280 метров со скоростью 280 километров в час у воздушного корабля оторвалась консоль левого крыла, которая, стукнувшись об основание, пробила топливный бак. Самолет совершил полубочку и из-за мощной нагрузки развалился в воздухе на части на глазах у всех зрителей. Горящие обломки самолета упали на город Гуссенвиль (Goussainville).
Все это происходило в шести километрах от аэропорта Ле-Бурже. Обломки самолета раскидало по территории города Гуссенвиль на 1000 метров по траектории полета. Было полностью разрушено 5 домов и 20 сильно повреждены. Все члены экипажа погибли. А на земле 8 человек, трое из которых дети. Ранения получили 25 французских жителей.
Все, что осталось от экипажа опознавали при помощи судебно-медицинской экспертизы и 9 июня перевезены в Москву. 12 июня состоялись похороны на Новодевичьем кладбище.
Расследование причин катастрофы
Для того чтобы расследовать причины авиакатастрофы создали французско-советскую комиссию. Расследование длилось больше года.
Когда изучали бортовые самописцы, выяснили, что основной не включили перед вылетом, а все остальное было уничтожено, и опытный осциллографный регистратор, и аварийный речевой тоже. При расследовании использовались записи, которые сделало французское телевидение, любительское видео и фотографии.
Изучая обломки самолета, обнаружили, что воздушное судно до разрушения, было абсолютно исправно. Не выявился отказ двигателей, не случилось потери управления пилотами, экипаж был здоров и работоспособен. Признаков диверсии, террористического акта, взрыва или пожара на корабле тоже не обнаружилось. Комиссия сделала такие выводы:
- Самолет мог разрушиться в воздухе из-за невыносимых перегрузок, которые могли случиться, когда самолет выводили из пикирования.
- Возможно, руководитель полетных испытаний не был пристегнут, так как у него была кинокамера, которую передали от французского телеканала RTF для съемки из кабины во время полетов.
- Неподалеку от Ту-144 находился истребитель Mirage IIIR, снимавший выступление нашего самолета.
- Под штурвалом воздушного судна обнаружено углубление.
6 февраля 1974 года комиссия сделала официальное сообщение. В связи с окончанием расследования авиакатастрофы, изучив все материалы и обстоятельства дела, при полном содействии советских экспертов пришли к единому мнению:
Не выявлено никаких неисправностей в конструкции и системах самолета, ни в функционировании. Полностью работоспособная машина. Наибольшую вероятность играет человеческий фактор. Было высказано еще несколько гипотез, но не было никаких доказательств, чтобы это стало причиной катастрофы.
Слишком близко находился самолет Mirage IIIR. Конечно, для столкновения не было опасности, но для пилотов Ту-144 такая близость могла стать неожиданностью и их реакция могла стать резко маневрировать. При этом в кабине находился руководитель летных испытаний, который не был пристегнут и с кинокамерой в руках. При совершении пике он мог не удержаться на месте и упасть, при этом, помешать пилотам нормально совершать полет.
В заключение французская комиссия и советские эксперты объявили, что причины авиакатастрофы не установлены и дело закрыто.
В связи с печальными событиями и по другим причинам самолеты Ту-144 перестали обслуживать пассажиров. В дальнейшем они служили в качестве летающих лабораторий и полетов для установления мировых рекордов. Было установлено 18 рекордов: как сверхзвуковой самолет по скорости, быстроте взлета и дальности полета с грузом.