Пожар Ту-154 в Сургуте
В первый январский день 2011 года страна узнала, что произошла катастрофа Ту-154 в Сургуте непосредственно на территории аэровокзала. Судно принадлежало компании «Когалымавиа». Морозным январским утром самолет должен был отправиться в рейс Сургут — Москва, но внезапное возгорание на его борту изменило все планы.
В тот злополучный день работал опытный экипаж. В его состав входили: КВС – Сидоров С.К. (45 лет, налетал 12.2 тыс. часов из которых 1.7 тыс. в качестве командира судна), второй пилот – Гатченко Е.О. (36 лет), штурман – Степанец А.В. (28 лет), бортинженер Малькин О.В. (44 года), в том числе 4 стюардессы. Общее количество пассажиров составляло 116 человек и 8 членов экипажа.
Хронология событий
Борт самолета готовился к осуществлению регулярного рейса из Сургута в Москву из аэровокзала Домодедово в 15:00. Первый и второй двигатели начали запускать в 14:58 во время буксирования спецтягачом по рулежной дорожке по направлению ко взлетной полосе. Когда самолет поставили на тормоз, был произведен запуск последнего, третьего, двигателя, отклонений от нормы выявлено при этом не было.
В режиме малого газа начали подключать систему бортовых генераторов. В 15 часов 00 минут 36—39 секунд был зафиксирован пожар, охвативший правую генераторную панель. Второй салон, в частности пассажиры, сидевшие в конце, первыми увидели огонь, что спровоцировало панику, в результате которой люди начали бесконтрольно открывать аварийные выходы. Критические условия на борту привели к давке, вследствие чего вместо 6 трапов аварийного назначения был приведен в работу лишь 1.
В 15 часов 48 секунд экипажем был обнаружен пожар, а бортинженер дал распоряжение об отключении двигателей. Все три двигателя были отключены в 15 часов 01 минуту 05 секунд. Началась активная эвакуация пассажиров через аварийный трап, но паника и столпотворение создали определенные трудности, поэтому вместо положенных 30 секунд этот процесс занял 3 минуты.
В результате 3 пассажира не смогли своевременно покинуть самолет и погибли вследствие отравления продуктами горения. Серьезные травмы получили 27 пассажира и 5 человек из состава экипажа.
В гораздо меньшей степени пострадали 22 пассажира и 3 члена основного экипажа, а оставшиеся 70 пассажиров отделались лишь испугом. После эвакуации произошел взрыв, в результате чего самолет был разломлен на две половины. Полная локализация пожара была произведена в 15:15, когда авиалайнер практически полностью сгорел, осталась только хвостовая часть и некоторые части крыльев.
Выводы расследования
Изучение всех возможных причин, по которым произошел пожар Ту-154 в Сургуте, было поручено межведомственной комиссии, а следственные органы возбудили уголовное дело. Изначально рассматривались две основные версии произошедшего, связанные с нарушением действующих норм ПБ и эксплуатационных правил воздушных суден. Были проведены следующие мероприятия:
- из источников возгорания были исключены все три двигателя и установка силового типа вспомогательного характера;
- проанализированы данные, которые находились в самописцах борта самолета, проведен схематичный анализ, касающийся энергоснабжения с последующим оцениванием ее функциональности, проверено электрооборудование в месте существенного повреждения огнем, элементы правой генераторной панели направлены на тщательное исследование.
В сентябре 2011 года был подготовлен итоговый отчет. В соответствии с информацией, изложенной в нем, электродуга, появившаяся в результате неисправной работы электросистемы и ряд параллельных дефектов ее устройства, стали причиной возгорания. Комиссия, расследовавшая ситуацию, составила документ-рекомендацию, касающийся устранения недостатков подобного рода с целью последующего предупреждения подобных случаев.
Если вы хотите больше узнать об этом пожаре, рекомендуем к ознакомлению следующее видео, снятое на месте инцидента. Ролик не предназначен для лиц младше 16 лет.