Крушение Ан-124 в Иркутске

В конце 1997 года произошла ужасная авиакатастрофа — крушение Ан-124 в Иркутске. Субботним днем, 6 декабря 1997 года из местного аэродрома Иркутск-2 вылетел огромный военно-транспортный самолет Ан-124-100 «Руслан», нагруженный 2-мя истребителями Cy-27УБK, которые собирают на авиазаводе города, и их необходимо было транспортировать по контракту во Вьетнам.

Самолет должен был совершить рейс через Владивосток до Камраня (Вьетнам). Уже через считанные секунды после взлета гиганта, у «Руслана» сломались три из четырех двигателей: сначала отказал первый и третий, затем — второй. Перезагрузить двигатели не удалось, а на одном двигателе самолет просто накренился и стал камнем падать в населенный пункт.

Точная причина катастрофы до сих пор не известна.

Хронология катастрофы

Взлетно-посадочная полоса экспериментального аэропорта Иркутск-2 расположена в городской черте. Поселок (микрорайон) авиастроителей уже давно привык к тому, что над их головами низко пролетают самолеты.

Хроника событий катастрофы Ан-124 в Иркутске уложилась всего в три десятка секунд, но последствия оказались ужасающими. 6 декабря, штиль, температура — 20о, видимость 3 километра. В 14:42 по местному времени самолет весом в 350 тонн поднялся в воздух. Впереди многочасовой рейс на Вьетнам. Как только самолет отрывается от земли, третий двигатель начинает «чихать» пламенем. Практически сразу после взлета диспетчер получает сообщение о том, что у «Руслана» отказали три двигателя, первый через три секунды на высоте пяти метров, через шесть секунд отказал третий двигатель на высоте 22 метра и тогда же останавливается второй.

6 декабря 1997 года

Перезапустить их не получается — силовая установка заглохла окончательно. Впереди по курсу густонаселенные жилые высотные дома, детский садик и детдом микрорайона авиастроителей. Командир корабля пытается дотянуть самолет до нежилого участка, обезопасить людей, которые в выходной день остались дома. Но это невозможно из-за перегрузки «Руслана» истребителями, общая масса которых сорок тонн.

Из-за глубокого крена самолет падает камнем вниз. Под крылом оказывается деревянный детский дом, за который он и цепляется. Гиганта разворачивает на 180 о. Обреченный «Руслан» со всей мощи обрушивается на жилой пятиэтажный дом № 45 по ул. Гражданской, мгновенно превратив его в руины, выжить в доме удалось немногим. В том доме играли свадьбу, никто не выжил на этом празднике.

От удара самолет разваливается на две части, и хвостом падает на дом № 120 по ул. Мира. Остальные осколки самолета «достаются» детдому.  Топливные баки Ан-124 заправлены по максимуму, воздушное судно готовили к длительному перелету. Как только «Руслан» развалился на части, 180 тонн топлива выплескивается и вспыхивает. Вокруг все полыхает — земля, дома, деревья…

Читайте также:   Крушение Ту-154 под Смоленском

Те, кто выжил во время удара самолета, теперь боролись за жизнь, чтобы выбраться из огня. Кто-то выпрыгивал даже с пятого этажа. Ударная волна была столь сильной, что выбила в домах окна в радиусе одного километра. Топливо попало и на детский дом, загорелась проводка, троих ребят спасти не удалось.

Катастрофа Ан-124 в Иркутске

Т.к. это был выходной, группа ребят была в бассейне, часть детей — на концерте в доме культуры. Кто знает, чтобы было, будь это будний день — возможно, жертв оказалось куда больше.

На месте происшествия практически через несколько минут оказываются службы спасения, территорию оцепляют, эвакуируют людей из близлежащих домов, оказывают помощь пострадавшим, тушат пожары. Времени на развертывание тяжелой техники нет, пожарные используют обычные легкие лестницы, чтобы успеть спасти из огня хоть кого-то. Многие люди в панике выбежали на балкон, в самый эпицентр огненного «торнадо»,  27 человек спасти удалось.

На месте авиакатастрофы шла спасательная работа, были подключены не только пожарные и скорые, но и боевые и аварийно-спасательные службы России, курсанты Высшей Школы МВД и МЧС г. Иркутска. А спустя несколько часов после катастрофы Ан-124 «Руслан», в Иркутск прибывает оперативная группа с главой Министерства по чрезвычайным ситуациям России Сергеем Шайгу.

Спустя 12 часов, наконец, удалось сбить пламя, а к утру 7 числа пожар был практически под контролем, в основном остался дым, и периодически вспыхивали отдельные перекрытия домов и остатки несгоревшего топлива. Те, кому удалось спастись, были в основном жильцы дома, у которых окна выходили на противоположную от огненного вихря сторону. Хвост самолета, который практически не пострадал и опирался на здание дома № 120, создавал угрозу для служб спасения. В тот же день решили его уронить на землю.

Спасательные работы длились четверо суток и не прекращались ни на минуту, хотя к концу операции было понятно, что под оплавившимися остатками домов уже нет живых.

Детям из детдома, которых практически полуголых вывели на улицу в тридцатиградусный мороз, помогали жильцы близлежащих домов. Одевали, кормили, отогревали, оставляли на ночлег.

Читайте также:   Фильмы про падение самолета

Катастрофа Ан-124 Руслан в Иркутске

Последствия трагедии

Пострадавшие дома полностью снесли, а на месте катастрофы в 1999 г. построили храм Рождества Христова. Эта жуткая авиакатастрофа забрала жизни больше семидесяти человек, из них восемь — команда самолета, пятнадцать — пассажиры, остальные погибшие находились на земле, среди которых четырнадцать детей. Без крова остались более семи десятков семей.

Сведения о самолете

Самолеты Ан-124 всегда считались надежными и безопасными воздушными судами. Неприхотливые и легкие в эксплуатации, до трагедии было всего две аварии за 30 лет с этими самолетами, и оба раза по вине борткоманды. Данный самолет:

  • создан в 1985 г.
  • Передан на эксплуатацию Военно-воздушным силам Советского Союза в 1988 г.
  • К моменту катастрофы провел в воздухе 1034 часа.

Крушение Ан-124 в Иркутске

Экипаж самолета

Вся команда экипажа указом Президента России в 2003 году получила «Орден Мужества» посмертно. В поселке Сеща есть мемориальные доски с биографиями команды самолета.

  • Командир самолета В.А. Федоров.
  • Помощник командира М.Ю. Брюханов.
  • Пилот-инструктор В.В. Иванов.
  • Два штурмана А.И. Батяев и А.А. Пристенский.
  • Три бортинженера И.С. Бессонов, В.П. Олефир и И.И. Артюхин.
  • Бортрадист А.А. Ворошилов.

Расследование

До сих пор не известны причины катастрофы, и не ясно, кто виноват. Два самописца сгорели в страшном пожаре, разговоры команды не удалось восстановить, а то, что извлекли — не представляло ценности. Последние секунды экипажа покрыты тайной. Тем не менее, в то далекое время была собрана специальная комиссия для расследования происшествия.

Официально принятая версия трагедии — отказ 3 двигателей. Но выяснить причину этого так и не удалось. Пытались прояснить ситуацию экспериментальным путем, выводами с известных фактов и сбором информации с места события. Одна из версий — перегруз судна. Кто-то грешит на сами двигатели, которые изготавливались на ОАО «Мотор Сич» в Украине. Кто-то предположил, что помпаж СУ был вызван некачественным топливом, которое содержало большое количество воды, вследствие чего образовался лед, который забил топливные фильтры.

Есть версия, которая была озвучена в интервью «Московскому комсомольцу», что сбой в двигателе произошел из-за радиозвонка по китайскому телефону, сделанного с борта самолета. Электроника судна сбилась, и последствия оказались необратимы.

Ни одну из версий не удалось подтвердить или опровергнуть.

Добавить комментарий