Крушение Як-42 под Ярославлем
Страшная трагедия случилась в 2011 году 7 сентября под Ярославлем. Самолет Як-42Д, принадлежащий авиакомпании «Як Сервис», производил чартерный полет из Ярославля в Минск. На нем летела хоккейная команда «Локомотив». Были совершенно нормальные метеоусловия, но самолёт не взлетел со взлетно-посадочной полосы, а только за её пределами, на расстоянии 400 м, и, поднявшись в воздух всего лишь на 5–6 м, упал.
Самолёт разбился полностью, это случилось около реки Туношонки, части его попала в реку. В этой катастрофе выжить удалось лишь инженеру Александру Сизову, другие 8 человек экипажа и 44 пассажира погибли.
Содержание
Характеристики самолета
Самолет Як-42Д был произведен в 1993 году на авиационном заводе в Саратове. С тех пор до катастрофы он эксплуатировался разными авиакомпаниями. Машина была в собственности цента им. М. В. Хруничева, а компания «Як Сервис» взяла его в 2009 году у него в лизинг. Срок службы самолета истекал в октябре 2016 года. До того как произошла катастрофа Як-42 под Ярославлем, в августе месяце было проведено техническое обслуживание авиалайнера.
Самолет этой модификации имеет три 2-контурных двигателя Д-36 ЗМКБ, на дату, когда произошла авария, он имел 6 тысяч 490 часов налета и выполнил 3 тыс. 112 взлетов и посадок. Компоновка самолета состояла из двух классов обслуживания, один класс — на 16 мест, второй — на 60 (экономкласс). На самолете было надписано «Протон», это реклама ракеты, изготавливаемой в центре Хруничева. Команда и раньше была пассажиром именно этого авиалайнера, последний раз она вернулась на нем 27 августа этого же года.
Авиакомпания «Як Сервис» эксплуатировала самолеты Як-42 и Як-40, но в 2011 году, после того как произошла трагедия, она прекратила свою деятельность.
Экипаж самолета
Считается, что экипаж самолета состоял из опытных людей, проработавших в авиакомпании не один год, но сама команда была создана недавно и до катастрофы выполнила только 2 полета:
- Андрей Анатольевич Соломенцев, возраст 44 года — командир экипажа, в «Як Сервис» работал 11 лет, имел 6954 часа налета, из них более 1550 именно на ЯК-42.
- Игорь Константинович Жевелов, возраст 49 лет — второй пилот, работал в компании более 7 лет, летал и на Як-40 и на Як-42, налетал 13 492 часа.
- Сергей Валерьевич Журавлёв, возраст 42 года.— бортмеханик, в авиакомпании работал полтора года, до этого сначала был авиатехником, затем прошел переобучение на бортмеханика и имел опыт самостоятельных полетов, имел 568 часов налета.
- На заднем ряду самолета сидели Владимир Юрьевич Матюшкин и Александр Борисович Сизов, инженеры обслуживания, одному из них посчастливилось выжить.
- На борту самолета были три стюардессы — Е. А. Сарматова, Н. М. Максумова и Е. М. Шалина.
Как произошла катастрофа
В день крушения Як-42 под Ярославлем самолет совершил полет из Внуково в Ярославль, чтобы после погрузки багажа и посадки пассажиров следовать дальше по расписанию перелетов. Летчики получили сведения о метеоусловиях, сменили номер рейса, сделали все необходимое по обслуживанию авиалайнера перед полетом.
Полет самолета производился в нормальных метеоусловиях, при видимости 10 км, температуре воздуха 18 градусов, небольшой облачностью.
Самолет выехал на ВПП и взлетел на расстоянии 400 метров после полосы. Авиалайнер набрал высоту не более 6 метров, при этом, крылом задел радиомаяк, накренился влево, задев светосигнальную систему и деревья, и упал на землю. Это произошло в 600 метрах от ВПП, машина полностью разрушилась, куски самолета были разбросаны на 800 метров от полосы.
На борту самолета было 45 человек, 43 из них умерли сразу, в основном от удара о землю, а три человека утонули, один получил сильные ожоги. Инженеры, которые сидели на самом последнем ряду, не были пристегнуты ремнями, поэтому при ударе они вылетели в реку. Их забрали автомобилями «Скорой помощи», но через несколько дней Галимов умер, а Сизов был вначале введен в медикаментозную кому, а позже его жизнь удалось спасти. Команда «Локомотив» направлялась в Минск для участия в Континентальной хоккейной лиге, на следующий день они должны были играть с местной командой «Динамо».
Вечером того же дня в Ярославле прошли массовые собрания людей возле спортивного комплекса «Арена 2000», пришло 10–12 тыс. человек, многие приносили цветы и свечи. Такие же поминальные акции проходили в Риге, Праге, Каловых Варах, Тренчине, оплакивали членов команды из этих городов.
В Уфе 7 сентября был прекращен матч на честь открытия очередного сезона Континентальной хоккейной лиги, когда пришло сообщение о гибели «Локомотива». Открытие чемпионата было перенесено на 12 сентября, а до этого 8 числа канал КХЛ-ТВ провел вечер памяти по погибшим и транслировались матчи «Локомотива». Объявили траур на 3 дня в Ярославской области, 9–11 сентября.
Расследование катастрофы
Тела всех жертв катастрофы были разысканы на другое утро, по факту трагедии было открыто уголовное дело. Рассматривались возможные 2 варианта гибели самолета:
- неисправность машины;
- ошибки летчиков.
Работы по расследованию аварии вел Межгосударственный авиационный комитет (МАК). На месте авиакатастрофы Як-42 в Ярославле собирали остатки машины и выкладывали макет самолета. Кроме того, в лабораторию привезли самописцы. Была высказана гипотеза о недостаточной длине ВПП, которая сразу же была признана несостоятельной. Проверили топливо, оно было соответствующее нормативам.
Прорабатывая версии неисправности машины, МАК отмечала, что после выхода моторов самолета на взлет, рост скорости прекратился, что наталкивает на мысль о том, что появилась какая-то сила, которая тормозила ускорение.
Нужно было определить природу появления этой силы, для чего были направлены остатки тормозной системы самолета, которые удалось разыскать в специализированную фирму. Взяли показания у инженера Сизова, которому удалось выжить в катастрофе. Он отметил, что никаких претензий к технике накануне полета не было.
Кто управлял самолетом во время взлета, он не помнил, запомнился только тот момент, когда машина взлетела, а потом Сизов очнулся в воде, которая полыхала пламенем вокруг него. Это загорелся керосин. Зато он уточнил, как размещались пассажиры в салоне, сказал, что основная часть багажа была размещена в заднем багажнике. Это отметало версию о том, что произошло смещение центровки из-за того, что много людей находилось в передней части самолета. Впереди сидел руководящий состав команды, а сама команда разместилась в экономклассе самолета.
Проведено несколько экспериментов по воспроизведению условий полета и поведению команды в них. Конечно, дополнительная тормозная сила при этом не проводилась. К каким же выводам пришли в результате такого моделирования полета? МАК был сделан вывод о том, что причиной аварии стали непроизвольные нажимания ногой на тормозные педали самолета.
Кто производил такие действия, то ли командир экипажа, то ли второй пилот установить не удалось. Это привело к тому, что самолет не смог вовремя оторваться от ВПП и, несмотря на то, что возникла нештатная ситуация, экипаж не прекратил взлет, а продолжал поднимать самолет вверх.
Кроме того, комиссия пришла к выводу, что в крови второго пилота выявлен фенобарбитал, который оказывает действие на центральную нервную систему. Принимать такой препарат перед полетом запрещается. В медицинских картах летчика нашли запись о том, что у него был полинейропатический синдром, приводящий к тому, что нарушается координация ног. При этом заболевании летать также запрещено.
Родственники экипажа хотели подать иск в суд, чтобы оспорить такие выводы комиссии, но им в этом отказали, мотивируя тем, что МАК не подчиняется суду России. Кроме того, были поданы иски в ЕСПЧ, Конституционный суд РФ и ИКАО. После расследования катастрофы в 2014 году предъявили обвинение В. Тимофееву, который был зам. гендиректора «Як Сервис» в нарушении принципов эксплуатирования воздушных суден, повлекшее тяжкие последствия. Было признано, что в компании «Як-Сервис» отсутствует нормальная система безопасности полетов.
Тимофеев был признан виновным и приговорен к 5 годам лишения свободы, он свою вину не признал. Вскоре он был амнистирован, в связи с 70–летием Победы в Великой Отечественной войне. Авиакомпания «Як Сервис» прекратила свое существование. Была назначена судебно-медицинская экспертиза, которая сделала вывод, о нормальном функционировании ног второго пилота, что противоречило выводам МАК.
Страховые выплаты
В основном страховые выплаты осуществила компания «Лексгарант», которые на каждого погибшего составили 2000000 рублей. Также дополнительно команда была застрахована в страховой компании «СОГАЗ». Здесь выплаты зависели от контракта, у каждого он был разной величины. Кроме того, на каждого погибшего хоккеиста были произведены выплаты по 100000 рублей от компании «УралСиб», где команда также была застрахована. Родственники подавали иски против авиакомпании «Як Сервис» и некоторые из них достигали 14 млн рублей.
Выводы после происшествия
После аварии российская Федерация хоккея отказалась использовать Як-42.
Д. Медведев, который занимал на то время пост Президента России, сказал, что маленькие авиакомпании, у которых на балансе не более 20 машин, будут ликвидированы или поглощены более крупными. Также он высказался в пользу закупок качественных авиалайнеров иностранного производства даже в ущерб своему производителю.