Крушение самолета в Сочи в 2016 году
В декабре 2016 года страну всколыхнула новость о внезапном крушении военного авиалайнера ТУ-154, который должен быть осуществить рейс в Сирию из Чкаловского аэропорта под Москвой. На сегодняшний день авиакатастрофа в Сочи 2016 полностью не расследована и присутствует множество «но». Вот как развивались события в тот злополучный декабрьский день.
Содержание
Хронология событий и выявленные нарушения
Взлет самолета состоялся 25 декабря с территории аэровокзала Адлера после дозаправки. Далее по плану нужно было совершить поворот вправо, потом влево в сторону Латакии по направлению к сирийской базе Хмеймим. Практически с момента взлета начались определенные трудности:
- вместо положенного времени отрыв от взлетно-посадочной полосы был произведен лишь на 37-й секунде;
- скорость составляла около 320 км/час;
- параметры угла тангажа составляли от 4 до 6 градусов, что уже говорит о некоторых проблемах;
- скорость подъема вместо необходимых 12—15 м/с была равна 10 м/с;
- присутствовало превышение взлетного веса – допустимый вес равен 98 т, а борт весил почти 110 т.
После взлета нос самолета был поднят выше нормы, что привело к их отклонению, при этом тангаж был около 12 градусов. Закрылки были убраны при скорости 350 км/час на высоте около 150 м. По мнению специалистов, такие действия производятся, когда скорость значительно больше, и нет перегрузки взлетного веса.
Записи, обнаруженные на речевых самописцах, установили следующее:
- Вторым пилотом было запрошено у командира экипажа разрешение на убор механизации. Ответ не был получен, а молчание воспринято как согласие. При уборке механизации произошло резкое падение подъемной силы, что стало причиной появления скорости сваливания аэросудна. Это явление сопровождается возникновением критических значений и самолет стал неуправляемым.
- Выйдя на показатели высоты в 200 метров, командиром было принято решение о переводе штурвальной колонки сначала от себя, а затем на себя. В результате была потеряна скорость маневра.
- Произошла сработка системы (закрылки не успели полностью убрать), которая оповещает об опасности внезапного сближения с землей. Опять изменился угол наклона закрылков до 7 градусов, и командир перевел штурвал направо, потом налево. В такой ситуации требовалось проведение действий с точностью до наоборот.
Были слышны крики второго пилота, который говорил о том, что самолет падает. Первый пилот переводит штурвал одновременно с педалями в сторону обратную от прежнего варианта (движение на себя). Показатель угла атаки – 10 градусов, скорость разгона возросла до 500 км/час, крен максимально увеличился, подъемная сила снизилась до предела.
На скорости почти 540 км/час с недопустимым креном в 50 градусов авиалайнер черкнул крылом по водной поверхности моря. Далее произошло падение самолета, который фактически разорвало на куски. Такое падение соизмеримо с ударом о скалу либо другую твердую поверхность.
Анализ ситуации и ее последствия
Авиакатастрофы в большинстве случае происходят не случайно, а по каким-либо причинам и данный случай яркое тому подтверждение. Были проанализированы и рассмотрены все факторы. Вот что они показали:
- Установленная длительность полета – 74 секунды.
- Метеорологические условия на моменты вылета были благоприятными – температура +5°С, влажность в пределах нормы около 76%, ветер боковой около 5 м/сек, давление также в норме колок 763 мм рт. ст.
- Перед выходом на взлетную полосу авиалайнер был полностью исправен.
- Основные параметры полета носили следующий характер:
- взлет производился при скорости — около 310 км/час;
- набор высоты происходил при скороподъемности пределах 12—15 м/с;
- доповорот с креном в 20° на высоте около 450 км/час, далее шел доповорот влево. На этой же высоте убраны закрылки во временном промежутке от 13 до 14 сек (их взлетное положение составляло 28°).
По сути, ничего не предвещало беды – самолет исправный, экипаж довольно опытный. Единственная деталь: командир экипажа не получил информацию о весе груза, находящегося на борту.
Следовательно, ни он, ни весь экипаж не имели представления о возможной перегрузке. Предположительно в адлерском аэропорту произошел перелив топлива в баки. Залить его предполагалось в соответствии с нормативами, но никто не знал, какова масса имущества, перевозимого в этом авиатранспорте. Дозагрузка происходила в Чкаловском аэропорте, но вес не был объявлен.
Еще одним странным совпадением стал факт того, что именно с этой ВПП взлетал авиалайнер, который впоследствии также разбился, но чуть раньше в начале осени – 1 октября того же года.
Рассматривались также действия со стороны командира, которые трудно объяснить:
- При наличии информации о превышении нормативов, касающихся взлетного веса (более 10 тонн), командир имел бы возможность отказаться от проведения полета либо вести его, но уже с учетом выясненных обстоятельств.
- По последним действиям со стороны экипажа и самого командира можно предположить, что они догадались о проблемах, влияющие на характер полета. Возможно, было принято решение о возвращении обратно в Адлер, но на меньшую полосу, но в итоге для выполнения необходимого маневра не хватило высоты.
- Фактором, негативно повлиявшим на исход ситуации, стало темное время суток. Экипаж был лишен возможности оценить, на каком расстоянии находится водная поверхность, а значит не смогли принять решение в соответствии с обстоятельствами.
Ужасающие последствия
74 секунды раздели жизнь 84 пассажиров и 8 членов экипажа на «до» и «после». В одно мгновенье смерть унесла 92 человека. Такие последствия повлекло крушение самолета в Сочи в 2016 году.
Среди них были известные артисты, ведущие, съемочная группа нескольких российских каналов телевидения. Полный состав всемирно известного ансамбля песни и пляски Александрова, знаменитая Доктор Лиза, сопровождающие лица, всем им не удалось долететь до Сирии, где планировался грандиозный концерт для военных российской базы.
Одними из последних данных, касающихся катастрофы, стало выяснение точной массы авиалайнера. Для этого были использованы параметрические самописцы, поднятые со дна Черного моря, в сочетании со специальными методиками расчетов такого рода.
Согласно предварительному заключению, взлетный вес авиалайнера с учетом дозаправки (24 т топлива) был равен 99.6 тоннам. Как заявили представители комиссии, занимающейся изучением крушения, хоть нормы и были превышены, но отклонение не носило существенный характер, а его показатель составил 1.6 т. Такой вес не мог спровоцировать какие-либо проблемы при взлете, однако по факту все произошло иначе.
Приземлившись в Адлере, ни экипаж, ни его командир не покидали борт, а в авиалайнер якобы ничего не загружали, но при этом выявлен факт не дозаправки, объем топлива в баках составлял около 35.6 т.
Ситуацию на сегодняшний день невозможно назвать досконально изученной. Присутствуют многочисленные мнения как участников комиссии, так и представителей других экипажей с многолетним опытом работы, которые отрицают непрофессионализм погибшего экипажа.