Крушение Ту-154 в Норильске

Катастрофа Ту-154 в Норильске, произошедшая в середине ноября 1981 года, вошла в историю как одна из крупных по количеству человеческих жертв. Эта трагедия случилась с авиалайнером, заходившим на посадку в норильском аэровокзале. Внезапная потеря высоты и невозможность совершения нормальной посадки привели к крушению, в котором погибли 99 человек из 167, находящихся на борту. В тот день на борт поднялись 160 человек, из которых было 14 детей в возрасте от 3 до 16 лет.

Над созданием и выпуском самолета в 3-мя стандартными турбовентиляторными двигателями работал небезызвестный Куйбышевский авиазавод. Роковой самолет был введен в эксплуатацию весной 1981 года. Все члены экипажа в количестве 7-ми человек были представителями известного 400-летного отряда, имели огромный опыт и все необходимые навыки.

катастрофа Ту-154 в Норильске

События злополучного осеннего дня

Взлет из Красноярского аэровокзала «Северный» состоялся вечером 16 ноября в 17 часов 38 минут. Весь полет прошел в стандартном режиме без происшествий. При подходе к пункту назначения стало известно о некоторых изменениях погодных условий: появлении слоистых облаков и снижении видимости.

Процесс снижения сопровождался проведением предпосадочной подготовки. Главный пилот сообщил экипажу о собственноручном проведении посадки в качестве показательно-тренировочных действий для второго пилота. Был неправильно рассчитан посадочный вес и не принята во внимание информация, связанная с выбором укороченного варианта посадки, что уже являлось фактором экономии топлива. События развивались стремительно:

  1. Подготовка к посадке началась на высоте 600 метров, скорость при этом составила 400 км/час. Была включена автоматическая тяга с заданной скоростью около 370 км/час и выпущены шасси.
  2. Самолет пошел на третий разворот, от аэровокзала его отделяло всего лишь 19 км. Поступило сообщение от диспетчерской службы снизиться до уровня 500 метров. Была снижена скорость до 300 км/час и выпущены закрылки.
  3. Со включенной автостабилизацией продольных и боковых каналов лайнер пошел на четвертый разворот. Расстояние до ВПП составляло на тот момент 12 км, скорость была около 280 км/час, был произведен выпуск закрылков до уровня посадочного положения с показателем в 45 градусов.
Читайте также:   Аварийная посадка Ту-154 в Ижме 7 сентября 2010 года

Практически с этого момента начался ряд ошибок, которые не были должным образом проконтролированы и устранены экипажем. Во-первых, вместо необходимых 500 метров высоты самолет опустился до 435, так как не была учтена температурная поправка, что повлияло на траекторию полета. Во-вторых, установлена скорость посадки 265 км/час, а необходимо было выйти на уровень 279 км/час, так как присутствовал перегруз топлива.

Вхождение в посадочную глиссаду проходило сначала с одними показателями скорости (около 7 м/с), при этом лайнер прошел выше положенной высоты от глиссады. Экипажем было принято решение об отклонение носа лайнера вниз, но это не восстановило необходимых параметров для нормального снижения.

На высоте почти 90 метров присутствовали все признаки нарушений посадочного положения и конфигурации, отклонение от установленного уровня траектории. Командир потянул штурвал на себя, надеясь на выравнивание положения, но это не возымело эффекта.

крушение Ту-154 в Норильске

В 19 часов 37 минут лайнер совершил аварийное приземление в поле, покрытом снегом, которое находилось на расстоянии около 500 метров от ВПП. Предельная скорость приземления подняла нос судна, что привело к мощному удару хвостовой части о землю. Дальнейшее столкновение с 8-метровой насыпью привело к полному разрушению самолета и многочисленным жертвам.

Начался длительный период расследования, в течение которого неоднократно менялись мнения специалистов в вопросе установления истинных причин. В итоге крушение Ту-154 в Норильске, по заключению комиссии, произошло вследствие потери контроля над продольной управляемостью на последнем предпосадочном этапе. Это, в свою очередь, произошло из-за ряда неоправданных действий, связанных со снижением эффективности руля высоты, переводом двигателей из автоматического на режим малого газа с поздним осознанием всей опасности сложившейся ситуации со стороны членов экипажа. Если хотите узнать больше о различных причинах авиакатастроф, рекомендуем посмотреть видео, представленное ниже.

Читайте также:   Столкновение ТУ-134 над Днепродзержинском

Добавить комментарий

2 × два =