Катастрофа Ту-154 в Иркутске 4 июля 2001

Ту-154 был разработан в ОКБ Туполева в 60-х годах прошлого столетия. В 1968 году реактивный лайнер совершил первый испытательный полет, а позже был запущен в серийное производство.

В истории советской авиации он стал самым массовым пассажирским реактивным воздушным транспортом и оставался в массовой эксплуатации вплоть до конца 2001 года. За всю историю его существования с конвейера сошло более тысячи реактивных машин средней дальности. Они совершали полеты по всей России от Москвы до Якутска.

За 30 лет службы потеряны 72 самолета, погибли 3263 человека. Одной из типичных аварий судна этого класса стала катастрофа Ту-154 в Иркутске 4 июля 2001 года.

катастрофа Ту-154 под Иркутском 2001

История инцидента

В архиве Межгосударственного авиационного комитета сохранилась хроника аварии борта RA-85845 авиакомпании «Владивосток Авиа», которая произошла 4 июля 2001 года над Иркутском. Ту-154М выполнял рейс ДД-352 из Екатеринбурга во Владивосток и должен был совершить промежуточную посадку в Иркутске. На борту лайнера находилось 136 пассажиров и 9 членов экипажа. Он с радаров в начале 3-го часа ночи. Была прервана связь с экипажем, когда самолет уже пытался приземлиться в аэропорту Иркутска.

Единственными свидетелями трагедии тогда оказались работники сельхозпредприятия в деревне Бурдаковка, в 4-х километрах от которой рухнул самолет. Местные жители привыкли к регулярному движению самолетов над головой. Они позже утверждали, что гул двигателей был непривычным и неестественным. Дежурная смена фермы выбежала на улицу и увидела снижающийся лайнер, а затем вспыхнул огненный шар и прогремел мощный взрыв.

Попавший в штопор лайнер упал с высоты 850 метров на лесную поляну. От него оставалась лишь хвостовая часть, остальные элементы корпуса развалились от удара и последующего взрыва на мелкие детали и разлетелись на десятки метров вокруг. Шансов на выживание не оставалось ни у кого.

Нынешний Министр обороны РФ Сергей Шойгу, который в то время возглавлял МЧС России, лично руководил поисково-спасательной операцией и заявил тогда, что «самолет упал плашмя», практически не встретив сопротивления на пути.

Читайте также:   Крушение Як-42 под Ярославлем

Причины катастрофы Ту-154 под Иркутском в 2001

По «горячим следам» катастрофы была создана государственная комиссии, которая занялась расследованием инцидента. К тому времени машина эксплуатировалась всего 5 лет. За два месяца до катастрофы российский авиаперевозчик купил ее в Китае и произвел капремонт.

Технический контроль также не выявил никаких неисправностей. Более того, за пару минут до падения командир воздушного судна связывался с наземными службами и сообщил, что на борту без происшествий, и все технические параметры в норме.

Позже была обнародована информация о том, что Ту-154 не смог сесть с первой попытки и уже при заходе на четвертый круг на 850-метровой высоте его развернуло в противоположном направлении от ВПП. Летчики не смогли выровнять лайнер, и он рухнул на землю.

Рассматривалась версия одновременного отказа всех трех двигателей, но она также не выглядела окончательной ввиду того, что в этой модификации была исключена такая вероятность. Были, конечно, проверены и данные обоих самописцев, обнаруженных на месте авиакатастрофы. Окончательный вердикт указал на человеческий фактор.

катастрофа Ту-154 в Иркутске 4 июля 2001

Как развивались события?

Экипаж допустил ошибку при приземлении на ВПП, в результате чего скорость упала на 15 км/ч. Поддерживающий высоту автопилот в тот момент увеличил угол тангажа, что еще больше замедлило машину. В этой ситуации экипаж попытался вывести самолет за счет увеличения тяги и маневра влево. Но в тот момент из-за разворота пилоты потеряли ориентацию, и самолет, резко набирая скорость, начал сваливаться.

На минимальной отметке высоты сработала сигнализация, которая заставила обоих пилотов слишком резко взяться за штурвал и потянуть его на себя, что и сыграло роковую роль. Произошло следующее:

  • руль высоты отклонился до −24;
  • лайнер ушел в плоский штопор и со скоростью в 100 м/с направился вниз.
Читайте также:   Самолет пропавший в 1955 году приземлился через 37 лет

Чрезвычайная ситуация длилась всего 15 секунд. Во время последнего заседания комиссии действия пилотов были названы «рефлекторными» и соответствующими летной практике, но вывести машину из штопора им так и не удалось.

Эта катастрофа стала четвертой в регионе за 7 лет. Аэродром в Иркутске в то время начали называть не иначе как «кладбище самолетов». За непродолжительный период там погибли 300 человек.

После той катастрофы было установлено 3 памятника, напоминания о трагедии в небе над Иркутском. Монумент во Владивостоке с именами всех жертв аварии, в числе которых был 21 земляк жителей дальневосточной столицы. Памятник экипажу борта RA-85845 в Артеме, где проживали члены экипажа, и обелиск в деревне Бурдаковка на месте катастрофы упавшего реактивного лайнера. Видео с подлинной записью разговоров пилотов и реконструкцией траектории перемещения самолета вы можете посмотреть ниже.

Добавить комментарий

один + 10 =