Крушение Ту-204 во Внуково
29 декабря 2012 года произошло событие, от которого до сих пор бегут мурашки по коже. Самолет, который перегоняли из одного аэропорта в другой, загорелся при посадке. Так произошла катастрофа Ту-204 во Внуково. Ее подробности до сих пор остаются до конца не раскрытыми. Так как рейс был перегонным, на борту, кроме обслуживающего персонала, никого не было. Последствиями этой трагедии стали: 5 погибших членов экипажа.
Содержание
Технические характеристики самолета
Технические характеристики самолета отвечают всем требованиям, которые предъявляются современным летательным аппаратам. При изготовлении самолета соблюдены все экологические нормы. Каждый произведенный самолет проходит систему европейского контроля и полностью соответствует требованиям, предъявленным ИКАО. Главное преимущество Ту-204 – это экономичность потребления топлива при полете.
Судно оборудовано 26 абсолютно новыми системами, которые были сделаны с использованием инновационных технологий по проекту лучших предприятий России. «Начинка» лайнера полностью забита новинками навигационного и приборного оборудования. Система радиосвязи осуществляется на одном из высших уровней. Все эти технические характеристики позволяют управлять аппаратом экипажем из 2 пилотов.
Описание событий в день крушения
Авиакатастрофа произошла 29.12.2012, когда самолет отечественного производства ТУ–204 делал посадку в Московском аэропорту «Внуково». Следуя по взлетно–посадочной полосе, лайнер внезапно начал выкатываться за ее пределы, затем произошло возгорание и самолет, прямо на шоссе развалился на несколько частей.
По первоначальным данным, поступившим из новостей, просочилась информация, что на борту самолета на момент трагедии находилось по паре членов экипажа и восемь пассажиров. О жертвах сказано не было. Но, по истечении пары часов, когда на место событий прибыли машины реанимации и служба спасателей, стало понятно, что последняя новостная информация была недостоверной.
На борту самолета на момент трагедии находилось 8 человек. Все они были члены экипажа. Четыре человека из восьми в результате крушения получили травмы, несовместимые с жизнью. Столько же оказались в числе пострадавших, они были быстро доставлены в реанимацию в крайне тяжелом состоянии с многочисленными травмами и переломами. Состояние некоторых членов экипажа оказалось крайне тяжелым.
Лишь только спустя час СМИ смогли прояснить ситуацию с описанием того, что произошло. Крушение Ту-204 во Внуково стало событием, которое потрясло всю Москву. Особенно, учитывая все составляющие лайнера и его относительно недавние сроки эксплуатации, трудно представить, что такой расклад событий был вообще возможен. Пилоты рейса, выполняющего полет на лайнере WZ 9298 по направлению Пардубице — Москва, потеряли контроль над управлением самолета и, пробив все оградительные сооружения, выехали прямо в центр Киевской автотрассы.
Последствия крушения самолета ТУ -204
В результате крушения самолета, образовался огромных масштабов затор как в сторону въезда в город, так и в сторону выезда из него. Было парализовано движение не только в районе Москвы, но и в области. Благодаря очевидцам событий можно комплексно составить картину всех событий.
Спустя час, стало ясно, о еще одном тяжело пострадавшем. Но уже не на борту самолета, а на шоссе. Так было записано интервью для новостной ленты телеканала «Россия – 24», в котором один из находящихся на Киевском шоссе водителей поделился всем происходящем. По его словам, шасси от самолета в буквальном смысле оторвалось и выкатилось прямо на проезжую часть, упав на стоящий у него на пути автомобиль. Именно этот человек, находящийся за рулем автомобиля, получил самые тяжелые травмы. Его чудом смогли отправить на одной из мимо проезжавших маршрутных такси и вовремя доставить в больницу.
С учетом многокилометровых пробок, которые смогли преодолеть водители этих маршрутных такси, можно сказать, что этот мужчина родился в рубашке. Быстро сработали и полицейские, оцепив движение в ту и другую сторону Аэропорта. Водители городского транспорта предупреждали, что крушение Ту-204 во Внуково послужило образованием пробки, и все городское сообщение, следующее по данному маршруту, оказалось остановленным на три, четыре часа.
Деятельность аэропорта была также приостановлена. Часть рейсов, прибывавших в аэропорт «Внуково» были перенаправлены в другое место для посадки.
Единственное средство сообщения, которое могло доставить жителей столицы – аэроэкспрессы. Но они не могли справляться с таким потоком людей.
Каждый рейс был полностью заполнен. Но людям, которым было необходимо попасть во Внуково, не смущало ехать и в таких условиях с чемоданами и сумками, лишь бы вовремя успеть на рейс.
Расследование и причины катастрофы
Александр Усольцев — известный блогер, в момент произошедшей трагедии находился в здании аэропорта. Он делится своими заметками, говоря, что о трагедии посетители аэропорта узнали быстрее сами. Никакого оповещения во «Внуково» сделано не было. Спустя полчаса после произошедшего, выходя на место разлома самолета, пострадавших уже не было. Это свидетельствует о том, что люди были полностью эвакуированы из-под обломков судна в короткий срок.
Несмотря на отсутствие высоты, падение самолета привело к его крушению на детали. По разные стороны шоссе лежали остатки от него. Крылья были оторваны с обеих сторон, одно шасси вместе с мелкими обломками улетели на автомагистраль, а кабина самолета была повернута на 180 градусов. Большого количества жертв, после крушения удалось избежать по двум причинам:
- на место вовремя прибыли пожарные;
- огненное пламя было небольшим, огонь не успел распространиться на большое расстояние;
- люди не были подвержены массовой панике.
Так, после падения самолета на место трагедии быстро прибыли около сотни спасателей. После крушения, у лайнера загорелся правый двигатель, но огонь не смог распространиться на дальнее расстояние ввиду оперативной работы специальных служб. Спустя четверть часа на место крушения самолета прибыла прокуратура.
Ввиду падения самолета ТУ-204 было заведено уголовное дело по статье нарушения и пренебрежения правилами техники безопасности, которые повлекли за собой смерть одного и более лиц. В Январе 2013 года следствие было временно приостановлено, а уже спустя два года первого сентября 2014 закрыто ввиду смерти бортинженера и командира лайнера. Причины крушения, которые выдвинула авиационно-техническая судебная экспертиза были следующие:
- заход на посадку осуществлялся на скорости, превышающей допустимые нормы;
- ошибка экипажа, а в частности инженера, в отсутствии контроля при выпуске интерцепторов;
- технические неполадки в работе системы.
После всего случившегося, была выдвинута версия об ошибочном действии пилота, а вторая — об отказе техники во время приземления. Сначала была выбрана версия с отказом техники. Поэтому, по словам МАК, объявленным 24 января, причиной катастрофы лайнера стало именно отказ системы торможения и несрабатывание реверса. Но, после большого количества проверок, было выяснено, что причиной данной катастрофы, кроме отказа системы стал, в большей степени человеческий фактор.
Как сообщает главный редактор Avia.ru Роман Гусаров: когда самолет шел по траектории снижения, его скорость для посадки пустого лайнера уже превышала допустимую норму. Учитывая такие события единственным верным решением экипажа на тот момент было – отправиться на второй круг. Пустой самолет стал причиной возникновения таких сложностей при торможении.
Высокая скорость при приземлении пустого самолета привела к тому, что лайнер, кидало из стороны в сторону и, задевая об асфальт то одним шасси, то другим, не произошло одновременного обжатия обоих стоек. Как итог — реверс не сработал. Инженеры проектировали самолет так, что во время полета, реверс был отключен, так изначально задуманы настройки во избежание авиакатастрофы. Поэтому произошел сбой в системе, когда бортинженер включил обратную тягу, так как из-за высокой скорости торможение было заблокировано, а сигнала о приземлении не было получено.
Еще во времена Советского союза, разработчики, опасаясь такого хода событий, предусмотрели такую функцию, как малый реверс — ее целью стала проверка активации системы автоматического торможения. А если точнее, то перед тем как запустить полный реверс, стоит проверить, готов ли лайнер к приземлению в автоматическом режиме.
Если после его включения система отказывает, то нужно незамедлительно переходить к механической остановке, путем нажатия на педаль тормоза, при этом полный реверс активировать нельзя. По каким-то причинам эти основы пилотирования были проигнорированы экипажем. Он просто активировали полный реверс и увеличили свою скорость до взлетной — 240 км/час.
Таким образом, высокая скорость при посадке, послужила вынужденному переходу двигателей на повышенные обороты. Специалисты утверждают, что ошибка бортинженера заключалась в отсутствии перевода и контроля выпуска интерцепторов в ручной режим.
Жертвы трагедии и материальная поддержка пострадавшим
Пассажирский самолет Ту-204 разбился во Внуково и унес с тобой жизни пяти человек. Четверо из них скончались на месте, за жизнь стюардессы Татьяны Пенкиной боролись в больнице, но спустя сутки после крушения она скончалась. В больницу был госпитализирован водитель автомобиля с множественными переломами и сотрясением мозга. Его автомобиль восстановлению не подлежит. Экипаж был в составе:
- командир Шмелев Г.В. (кол-во часов полета: 14.975);
- второй пилот Асташенков Е.И. (10.222);
- бортинженер Фисенко И.Н. (10.714);
- бортпроводники: Изосимов Алексей – 2589; Баранова Кристина – 3035; Винокуров Дмитрий – 1180; Жигалина Евгения – 466; Пенкина Татьяна – 2772 часа.
Таким обазом, Ту-204, отечественный пассажирский самолет, выпущенный в 1990 году заводом «Авиастар – СП» в городе Ульяновске, потерпел крушение прямо в аэропорту столицы. Основной компанией перевозчиком, эксплуатирующей данный самолет на тот момент являлась компания Red Wings Airlines. Количество ТУ-204 в эксплуатации данной компании насчитывается свыше восьми самолетов, но именно 29 декабря 2012 года трагедия случилась с этим лайнером.
Искать виновного в данной этой трагедии было бессмысленно. Как показывает количество полетов, которые были совершены членами экипажа, в уровне их профессиональной подготовки сомневаться не стоит. Их квалификация полностью соответствовала всем требованиям воздушного законодательства РФ.
Согласно сводкам Интерфакса, для компании Red Wing это далеко не первый случай, когда подобные ситуации случаются за пределами взлетно–посадочной полосы. Было зафиксировано два подобных происшествия (выезд за границы ввп) с участием аналогичной модели самолета – ТУ-204. В 2012 году 5 ноября произошел инцидент в аэропорту «Кольцево» города Екатеринбурга и 20 декабря, накануне трагедии в «Толмачево» города Новосибирска. К счастью, никто не пострадал.
Избежать жертв в аэропорте «Внуково» не получилось. Поэтому близким родственникам жертв трагедии и пострадавшим правительство Москвы, совместно с компанией Red Wings выплатила компенсации в размере: 2 миллиона семьям тем, кто погиб, отдельно оплачены услуги погребения. Семье пострадавших по 1 миллиону и затраты на лечение и восстановление.