Катастрофа Ту-154 над Черным морем
Страшная катастрофа Ту-154 над Черным морем в 2016 году была поводом длительного расследования, и Минобороны РФ обнародованы его итоги. По мнению ведомства, в основе причин – ошибки в действиях со стороны командира авиалайнера. Как известно, все члены экипажа и 84 пассажира погибли, основные обстоятельства выяснены, но вопросов не стало меньше. Трагедия имеет свои особенности, о которых и пойдет речь.
Подробнее о трагедии
К числу официальных итогов, основанных на изучении технических параметров авиасудна, была отнесена следующая информация:
- Нарушение ориентировки пространственного характера (отсутствие ситуационной осведомленности), что послужило почвой для осуществления неправильных действий командиром экипажа, касающихся управления воздушного судна.
- Исключены нарушения требований по рассадке пассажиров на борту, загрузочных и центровочных параметров перевозимых грузов.
- Отсутствуют нарушения, связанные с правилами заправки топливом, которая была произведена в Сочи, также исключено воздействие каких-либо внешних факторов – заключение главного ведомства.
Для последующего рассмотрения особенностей произошедшего вернемся назад, в 25 число декабря 2016 года и постараемся выяснить, по каким причинам произошло крушение Ту-154 над Черным морем.
Авиалайнер Ту-154 потерпел крушение после взлета из аэропорта Адлера ровно через 73 секунды после взлета. Его основной целью была доставка пассажиров в Сирию для проведения праздничного концерта российским военным, находившимся там.
Список погибших включает в себя в общей сложности 92 человека 84 пассажира и 8 членов экипажа, из них:
- 8 военнослужащих;
- участники известного ансамбля Александрова (64 человека);
- представители российских телеканалов + съемочная группа (10 человек);
- сотрудники Федеральной госслужбы (2 человека);
- знаменитая Доктор Лиза (Елизавета Глинка), которая возглавляла благотворительный фонд под названием «Справедливая помощь».
В результате мощного разрушительного удара о водную поверхность, останки авиалайнера разбросало на расстоянии 1.7 км от берега.
Неоднозначность результатов исследований
Экспертная группа, в которую входили командиры других экипажей таких же авиалайнеров ТУ-154, не согласна с некоторыми итогами расследований. По их мнению, основная часть в буквальном смысле слова «притянута за уши».
Поэтому их можно условно разделить на спорные и вызывающие доверие. С чем же не согласна группа экспертов? Вот некоторые факты. Многие не согласны со следующими утверждениями:
- Неосведомленность о предстоящем курсе.
- Несогласованность действий внутри экипажа и возможные ошибки. Были заданы правильные параметры тангажа, но по какой-то причине командир экипажа совершил ряд действий по наклону штурвала, которые привели к замедлению набора высоты, ранней уборке закрылков и внезапному снижению, и крену. Именно этот момент вызывает ряд вопросов, хоть взлет — это этап, когда командир пристально следит за набором высоты и скорости, а не за углом тангажа, но дальнейшие действия трудно поддаются объяснению. По всей видимости, возникли проблемы со штурвалом, но открытым остался вопрос: почему отсутствовала реакции со стороны второго пилота?
- Отсутствие реакции экипажа и личного самого командира на сработку предупреждающей системы о возможном сближении с землей или другой поверхностью.
- Имеет место версия о самоубийстве командира.
- Неоднозначность ситуации: когда самолет находился на высоте 67 метров, включилась предупреждающая система, сообщающая о большом левом крене. Чтобы исправить ситуацию, командир провел поворот штурвала вправо и до упора, а расстояние до поверхности воды составляло лишь 34 метра.
Вот какие комментарии дают эксперты:
- Изучение курса — это командная работа, где каждый член экипажа выполняет возложенные на него обязанности. Штурман согласовывает направление, командир докладывает о готовности к взлету диспетчерской службе аэропорта и т. д. Соответственно, на этом этапе также не могло быть препятствий, о которых бы аэропорт не знал.
- Версия о несогласованности действий имеет основания на существование. Пилоты, имеющие огромный опыт работы, считают, что командир понял, что скорость не возрастает и необходимо переводить самолет в режим так называемого горизонтального полета.
- В некоторой степени фантастична версия о то, что командир не отреагировал на сигналы системы предупреждения. Во-первых, когда включается в данная система, появляется ярко-красное табло с мигающим сообщением, во-вторых, включается громкий звук, который невозможно проигнорировать в любой ситуации.
- Под вопросом остается версия о ряде неправильных действий со стороны главного пилота. Эксперты утверждают, что в случае, если авиасудно находится в 90 метрах от любой поверхности на 70 секунде своего полета, при этом идет автоматическое снижение на 20 метров в секунду при большом левом крене, то вывести машину на определенный уровень и избежать катастрофического снижения не сможет даже летчик-асс.
Невзирая на оглашение официальной итоговой информации, авиационные эксперты пришли к единому мнению, что авиакатастрофа Ту-154 над Черным морем произошла по следующему ряду причин:
- Превышение предельного веса авиасудна – его показатель был около 114 тонн, где 56 тонны – это вес пустого борта, 40 тонн – это топливо, около 18 тонн – коммерческий груз. Осуществлять взлет при таких условиях можно, но он должен был происходить буквально с последней плиты ВПП с минимальными показателями скорости. Также необходимо уделить было внимание уборке закрылков и предкрылков. Если определяется падение скорости, то этот процесс экстренно прекращается и машину переводят в состояние горизонтального полета.
- Недостаточный опыт командира в управлении самолетом с перевесом.
- Слабая профподготовка экипажа, а также влияние человеческого фактора — усталости.
Опровергнуты версии о воздействии внешних факторов и использования некачественного топлива. Как можно заменить, официальные итоги расследования имеют отличия от выводов, сделанных экспертами, но, тем не менее, продолжают рассматриваться все версии. В этой истории предстоит еще раскрыть множество подробностей.