Столкновение ТУ-134 над Днепродзержинском

В 1979 году 11 августа в 13.35 произошло столкновение двух Ту-134 над Днепродзержинском. Последствиями данного происшествия стала гибель 178-ти человек из них 13 людей из экипажа и 165 пассажиров, также сюда входили и 17 игроков футбольной команды из Узбекистана «Пахтакор», которая тогда выступала в высшей лиге. Остался в живых по счастливой случайности только главный тренер команды, потому как в последние минуты он попросту не сел в самолет, а уехал в командировку в Киев.

Столкновение двух Ту-134 над Днепродзержинском
Ту-134

Развитие событий

В 13:17 борт 65816 из Молдавии связался с диспетчером в Юго-Западном секторе и сообщил о том, что он летит на высоте 8 км 400 м и сообщил о времени, когда будет пролетать Волчанск, Красноград, траверз Никополя, а еще попросил подняться на высоту 9 км 600 м. Но диспетчер совершил ошибку и записал неточное время с разницей в 2—3 минуты. После этого борт 65816 еще три раза запрашивал разрешения подняться на высоту в 9600 метров, потому как на той высоте, на которой он летел, всего в 55 километрах летел другой самолет. После этого произошло еще несколько переговоров, но диспетчер постоянно отказывал в изменении высоты и выдавал указание не менять курс и высоту.

Спустя секунды, когда была закончена связь с 65816, с диспетчером Жуковским связался самолет 65735 из Белоруссии, он 14 минут назад начал свой полет из Донецка. Экипаж самолета доложил, что летит на высоте 5 км 700 м, но графику ему было приписана высота в 9 км 600 м. помимо этого экипаж сообщил о расчетном времени пролета над контрольными точками. Жуковский дал подтверждение расположения самолета и выдал указание на время занять высоту в 7 км 200 м.

Столкновение ТУ-134 над Днепродзержинском
Авиакатастрофа

Спустя 2 минуты самолет 65816 вышел на связь с УВД Харькова и доложил, что он пролетел над Краснодаром на высоте 8 км 400 м. После этого диспетчер узнал их скорость, а затем узнал скорость самолета 65132, который летел на высоте 9 км 600 м. У первого борта скорость составляла 830 км в час, а у другого 750 км в час, то есть разница составляла 80 км, поэтому диспетчер дал отказ на занятие высоты в 9 км 600 м. Экипаж подтвердил данные указание и при этом уточнил, что самолет может уменьшить скорость, если наберет большую высоту. Это был последний разговор с самолетом из Молдавии.

Уже в 13.30 с УВД Харькова на связь вышел самолет 65735 и сообщил, что занял высоту в 7 км 200 м, и удалился от маяка в Днепропетровске на 25 км.

От диспетчера поступило указание подняться на высоту в 8 км 400 м. Спустя три минуты самолет 65735 сообщил о том, что занял высоту в 8 км 400 м и пролетел маяк в Днепропетровске, но в реальности самолет был уже от него на расстоянии в 13 км. В этот момент Жуковский, который имел небольшой опыт, неверно опознал отметку самолета на радаре и подтвердил, что он только что пролетели Днепропетровск. После этого он увидел авиалайнер на радаре и определил, что по курсу навстречу на высоте 9 км летит другой самолет Ил-62, поэтому он выдал указание 65735 остаться на высоте 8 км 400 м, экипаж дал подтверждение указанию.

Читайте также:   Крушение Ту-154 под Красноярском

Попытка Сумского исправить ситуацию

Авиалайнер 65816 пролетал по пути 50, а самолет 65735 пролетал по коридору 147. Данные коридоры имели точку пересечения с углом 99 градусов на северо-восток от Днепродзержинска. Но при этом Жуковский неверно определив расположение 65735 предполагал, что самолеты не сблизятся на опасное расстояние, с учетом его расчетов 65816 уже преодолел место пересечения путей следования.

Как раз тогда и вмешался Сумской, который был учителем Жуковского, и слышал переговоры с самолетами, когда он увидел на радаре, что самолеты сближаются, то понял, что ситуация катастрофична. Поэтому он дал распоряжение 86676 подняться на высоту 9 км 600 м, а 65735 лететь на высоте в 9 км, которая была свободна. После этого Сумской отправился работать дальше, когда отчитал Жуковского и при этом, не проверил правильно ли его услышали пилоты самолетов.

Столкновение двух Ту-134 над Днепродзержинском

Столкновение

Продолжая свой полет, борт 65816 оказался в большом облаке, которое доходило до высоты в 9000 метров, в это же время в облако влетел борт 65735. Потому как они находились в облаке, они не имели возможности увидеть один другого. В это время борт 65816 отошел от своего пути следования немного налево на 4 км, а борт 65735 влево на 500 метров.

В промежутке времени 13:35—13:38 с радаров пропали оба самолета. Диспетчер делал попытки наладить связь с экипажем, но все было безуспешно, ответа не следовало.

По истечении 1 минуты 5 секунд после последнего разговора с бортом 65735, он влетел в борт 65816 под углом в 95 градусов. Борт 65735 крем плоскости справа, которая имеет длину в 2,5 м, разрезал у 65816 кабину сверху и край салона с пассажирами. Все пилоты погибли сразу, а у 65735 оторвалась часть крыла, а его обломки попали в двигатель самолета. Так самолеты развернуло и они столкнулись теперь уже хвостами. Борт 65816 разлетелся на отдельные части еще в полете. Второй самолет потерял при столкновении часть крыла, один мотор и хвостовое оперение, но пилоты все-таки старались посадить самолет в аварийном порядке, но потеряли управление на высоте около 5 километров, и упал на землю, полностью разбился.

Читайте также:   Крушение Ту-154 в Норильске

Так произошло столкновение ТУ-134 над Днепродзержинском. Ту-134 белорусский разбился на северо-востоке от Куриловки, а молдавский Ту-134 развалившись на части, которые упали в разных местах. Фюзеляж и средняя часть оказалась на юго-востоке Куриловке, двигатель на берег Днепра, а шасси упало в Днепр. Другие части самолета отыскали на территории Куриловки, Елизаветовки и Николаевке.

В период до 2015 года данная авиакатастрофа является самой крупной в истории. Кроме этого, на время происшествия, оно является самым крупным во всем Советском Союзе. Еще авария и до сегодняшнего дня находится на третьем месте самых крупных столкновений самолетов.

Столкновение ТУ-134 над Днепродзержинском
Памятние команде»Пахтокор», которая погибла в авиакатастрофе

Результаты расследования

Разумеется, без разбирательств данного дела не обошлось. По итогам обследования всех обломков члены комиссии заключили, что:

  • на обоих авиалайнерах до столкновения не случалось взрывов либо пожара;
  • все оборудование работало без неисправностей.

Помимо этого, каждый из бортов имел массу взлета и центровку в допустимых нормах. Также в зоне полета и столкновения не происходило запусков зондов и не имело место проведения воинских учений.

Добавить комментарий

тринадцать − двенадцать =