Самолет Ту-119 с реактором

Ту-119 — атомолет-бомбардировщик разработанный в Советском Союзе в КБ имени Туполева на основе летающей лаборатории, лайнер для опытов в изучении турбовинтовых СУ с ядерным реактором в самом летательном аппарате. В данной «лаборатории» ставили опыты на ТВД-двигателях с ЯСУ, который находился непосредственно в самом атомолете.

Задачи по разработке атомолетов

На земле уже давно изучили атом, создали опасное оружие — ядерные бомбы, и, наконец, человечество решило изучить ядерную энергетику, применить ее в военном транспорте: корабли, самолеты, танки, подводные лодки.  Представьте такой транспорт, не нуждающийся в дозаправке долгое время, он не ограничен в передвижении, и может работать несколько суток, не останавливаясь.

Ту-119 с реактором

С танками не сложилось, а вот авиация сильно продвинулась вперед. Чертежами ничего не ограничилось, были созданы летающие лаборатории. И Штаты, а следом и Советский Союз занялись созданием примерно одинаковых проектов. Благодаря их опытам, проработали и появились на свет несколько экземпляров ядерных самолетных СУ на базе прямоточных ТРД и ТВД двигателей с разной системой передачи ядерной энергии двигателям.

Создавались разные модели реактора, внедрялись подходящие для использования в полете средства биозащиты для команды самолета и систем различного оборудования влияния радиации. Считалось, что такой авиалайнер мог бы найти применение в ряде модификаций разведывательного самолета или бомбардировщика, который мог бы находиться в небе без заправки в течение хотя бы пары дней. При разработке данного типа самолета возникли проблемы, которые нужно было решить, главные из них:

  • исследовать, как влияет радиационное излучение на материал, из которого изготовлен самолет и СУ.
  • как влияют выбросы от ядерного топлива на атмосферу, окружающую среду во время работы ядерной установки, а также предусмотреть все возможные варианты неудачных исходов полета и побочные действия на земле при аварии атомолета.
  • Как защитить команду экипажа от вредоносного излучения в воздухе, и техобслуживающий персонал в аэропортах.

К примеру, согласно ЛТТ к будущему атомолету с ЯСУ установкой по документам, в июле 1947 года в США взлетная масса не должна была превышать 136 тонн, а его предельная скорость 830 км\ч на высоте 11000 метров. Полезная нагрузка около 5,5 тонн.

История Ту-119

Летом 1955 г. в КБ им. Туполева объявили указ СМ СССР о необходимости создать качественный ядерный двигатель (ЯСУ). Помимо туполевцев, данной задачей занимались и похожие талантливые конструкторские бюро, вспомогательные компании и организации. Ими была проработан крупногабаритный, рассчитанный на десять лет, план разработки и модифицирования тяжелых бомбардировщиков с ядерными СУ, который должен был закончиться в 70–80-х гг. изготовлением полнофункциональных боевых и сверхзвуковых лайнеров для различных задач.

Читайте также:   Раскраска самолетов авиакомпаний России и мира

Фото

Правительство планировало перейти полностью на установленные в самолетах ЯСУ. В первую очередь следовало решить задачу с гибельным ядерным влиянием как на самолет, так и на людей — команду экипажа, и свести к минимуму разрушительное действие излучения.

Изначально создали пример аппарата из новых, ранее не применяемых в самолетостроении материалов. Это была средняя часть корпуса с входящими в него бортовыми системами в которой и установили ядерный реактор. Проектом занимался конструктор филиала КБ Туполева И. Ф. Незваль в городе Томилинск.

Материалы, из которых был изготовлен этот экспериментальный экземпляр, изготовлялись по новым технологиям. Этими неметаллическими совершенно инновационными материалами занимался специальный отдел, в котором состояли первоклассные химики, а данные вещества многоразово были проверены ядерщиками. После многократных экспериментов на свойствах материала, выявлена высокая степень защиты от радиации, а, значит, они прекрасно подходили самолету на ЯСУ.

Атомолет Ту-119

Через три года, в 58-м, опытный экземпляр перевезли в г. Семипалатинске на базу Половинку. И тогда же был закончен двигатель ЯСУ, с ядерным реактором, индивидуальным корпусом, и возможностью выноса его из грузового отсека, для облегчения обслуживания данной СУ.

Первый запуск на земле ЯСУ произвели в 59-м г. После доводки силовой установки, удалось прийти к необходимой мощности. Благодаря экспериментальному образцу и многочисленным опытам с ЯСУ получили огромный опыт в изучении влияния ядерного излучения. Ученые и конструкторы смогли полноценно исследовать работу реактора и создали необходимые правила для пилотов атомолетов.

Основа Ту-119 с реактором был Ту-95, который сильно модифицировался под новую ядерную СУ.

Свой первый полет атомолет Ту-119 совершил летом 1961 года. Всего было совершено тридцать четыре полета с холодным и работающим ЯСУ, при этом на борту всегда находился не только экипаж, но и ученые, исследователи, физики и биологи, которые изучали влияние ядерного излучения на окружающую среду и людей.

Читайте также:   Транспортный самолет Як-6

Многочисленные эксперименты и опыты показали, что такой тип силовых установок можно безопасно использовать для людей и окружающей среды, но проект был прикрыт из-за остановки финансирования, т.к. взгляд госправления был направлен на ядерные подводные лодки и прочие военные разработки.

Еще один плюс в пользу закрытия проекта, оказалась возможность крушения такого самолета, и тогда жертв и загрязнения окружающей среды стало бы в разы больше.

Американцы тоже вели разработки ядерного самолета B-36, и их проект со временем точно также перестал существовать. Советскому Союзу оказалось некого догонять в этой отрасли. И все вздохнули с облегчением, сэкономив огромное количество времени и денег.

Конструкция самолета

Если посмотреть на фото передней части самолета Ту-119, вы увидите герметичную большую кабину на девять человек экипажа. Она прекрасно защищала от пагубного ядерного излучения, за спинами пилотов даже находилась свинцовая стена с примесью более эффективных защитных материалов. В кабине имелись сенсоры, которые отслеживали значения излучения и предупреждали об утечки, если таковые имелись.

Ту-119

Такие же датчики были размещены на всем борту самолета, даже на крыле. В середине самолета располагался реактор, который был спрятан под защитную оболочку. Этот отдел оказался шире, чем самолет в целом, поэтому ему добавили металлические обтекатели на фюзеляж. Под этим отделом находился воздухозаборник, управляемый пультом, за который отвечали ученые, находящиеся на борту атомолета. Воздухозаборник охлаждал ядерный реактор.

ЯСУ обеспечивала работу четырех двигателей HK-12, общей мощностью в шестьдесят тысяч кгс каждый. У самолета оказались хорошие скоростные параметры при весе в 145 тонн, например, одна СУ весила 40 тонн. Крейсерская скорость — восемь сотен километров в час, а дальность перелета — пять тысяч километров.

Тактико-технические характеристики

По данным некоторых печатных изданий Ту-119 имеет следующие летные характеристики:

  • летный экипаж — 9 человек;
  • длина самолета — 46,17 метра;
  • крыло 50 метров и его площадь 283,7 метра;
  • высота самолета — 12,5 метров;
  • вес ядерного реактора: 39 тонн;
  • взлетный вес — 145 тонн;
  • СУ 4 шт. — ТВД HK-12M;
  • общая мощность двигателей — 60000 кгс;
  • скорость 800 — км\ч;
  • дальность — 4700 километров.

 

Добавить комментарий

18 + два =