Яковлев Як-19

Самолет Як-19 был разработан в КБ им Яковлева, это был первый авиалайнер в СССР, построенный по новой фюзеляжной схеме. Также на нем была установлена форсажная камера, она давала возможность существенно увеличить скорость полета. Самолеты такого типа были предвестниками создания машин со сверхзвуковой скоростью. Кроме того, Як-19 имел более совершенную фюзеляжную схему установки турбореактивного двигателя. Расскажем обо всем по порядку.

История создания

Постановлением правительства в апреле — мае 1946 года предписывалось создать новый истребитель с двигателем ТР-1, разработки А. М. Люльки. Задание поручалось КБ Яковлева, а также еще нескольким предприятиям:

  • КБ Лавочкина;
  • КБ Сухого;
  • КБ Алексеева.

Для самолета по техническому заданию были заказаны определенные параметры. Они следующие:

  • макс. скорость у земли — 850 км/ч;
  • макс. скорость на высоте 5 км — 900 км/ч;
  • практический потолок —14 км;
  • дальность полёта — 700 км.

На проектную часть работы по времени отводилось менее полутора месяцев. Разработка двигателя ТР-1 задерживалась, а в мае 1947 года уже прошли стендовые испытания мотора РД-10, поэтому специалисты с КБ Яковлева решили приступить к проектированию самолета с ним.

Як-19

При этом отказались использовать реданную схему расположения мотора, которую применяли при разработке Як-15 и Як-17, а остановились на фюзеляжной с осесимметричным расположением двигателя. Такая схема потом стала классической для советских истребителей. Як-19 впервые был полностью сделан из металла.

Двигатель РД-10 испытали с форсажной камерой, в процессе чего ее удлинили на полметра. Мотор показал прирост тяги на 28% по сравнению с предшествующими моделями, тяга доводилась до 1060 кгс.

Проведение испытаний

Як-19 был изготовлен до конца ноября 1946 года, экземпляр и получил название Як-19-1. На Ходынском аэродроме проводились его рулежные испытания, в процессе которых, в декабре месяце случился инцидент. Произошло возгорание мотора из-за того, что случилось протекание топлива в двигателе из-за брака в прокладке. Его отремонтировали до 26 декабря и испытания возобновились. Машина произвела первый полет с летчиком Ивановым в январе 47 года.

Читайте также:   Рейс FV-5863 авиакомпании Россия

В это время завершались испытания нового двигателя РД-10 с форсажной камерой, в тестированиях машины была взята пауза аж до 18 мая 1947 года. Впервые тестирования для экземпляра с форсажной камерой были выполнены в конце мая, ее включили на высоте 3 км, и она дала увеличение скорости машины до 680–700 км в час. Заводские испытания проводились также для образца Як-19-2, он имел по типу самолета Як-17 2 резервуара для топлива на закрылках по 200 л.

Всего в процессе заводских испытаний на двух экспериментальных машинах было выполнено 64 вылета, общей длительностью 23 с половиной часа.

3 августа 1947 года самолет был продемонстрирован на параде в Тушино, а после этого его отправили на аэродром в Чкаловскую для прохождения Госиспытаний. По их завершении отмечалось, что высокоэффективным способом для повышения тяги мотора является форсирование двигателей за счет добавочного сжигания топлива.

Кроме того, сокращалась длина разбега и взлетное расстояние на 20-24%, увеличивалась скорость на высоте. Правда, дальше работа по этому самолету не велась, так как КБ Яковлева уже в ноябре 1946 года получило задание на разработку Як-23 и Як-25. Ниже вы можете видеть фото Як-19 2-х опытных образцов.

Фото
Опытные истребители Як-19/1 и Як-19/2.

Особенности конструкции и характеристики

Як-19 имеет цельнометаллический корпус с двухлонжеронным расположенным на средней высоте крылом формы трапеции. Его профиль был ламинарный, относительной толщиной не более 12%. Кабина летчиков не герметизированная, но зато бронированная. Применялось бронестекло толщиной 0,57 см, бронированная плита — 0, 6 см и бронеспинка — 0,8 мм на кресле для катапультирования.

Як-19 имеет цельнометаллический корпус с двухлонжеронным расположенным на средней высоте крылом формы трапеции. Его профиль был ламинарный, относительной толщиной не более 12%. Кабина летчиков не герметизированная, но зато бронированная. Применялось бронестекло толщиной 0,57 см, бронированная плита — 0, 6 см и бронеспинка — 0,8 мм на кресле для катапультирования.

Читайте также:   Туполев Ту-126

Машина имела убирающееся шасси из 3-х опор, в корпусе находилось 2 бака для топлива объемом 815 литров. На Як-19 применялось вооружение: 2 пушки Ш-3-23 калибра 23 мм на 75 снарядов. Машина была оборудована:

  • радиополукомпасом РПКО-10М;
  • радиоприемником РСИ-6;
  • фотокинопулемётом;
  • генератором;
  • кислородным аппаратом.

Технические характеристики самолета приведены в таблице ниже. Тем, кто интересуется самолетостроением, они будут особенно интересны.

Технические характеристики

Нужно сказать, что создание Як-19 — это была настоящая революционная практика в проектировании яковлевских лайнеров.

До этого в КБ создавались машины смешанной конструкции, а это был цельнометаллический. При проектировании самолета изготовили его деревянный макет в натуральную величину, в котором были проложены все коммуникации машины.

Самолеты Яковлева хвалили, но часто в большую серию они не шли, так как, тут же заказывались другие, более совершенные и современные. В КБ Яковлева собрались самые хорошие специалисты, которые были уволены из других авиационных предприятий по надуманным причинам. А поскольку до войны КБ занималось спортивными и учебными самолетами, то этих «неуживчивых», но специалистов принимали сюда.

Добавить комментарий

четыре × три =