Экспериментальный самолет «Изделие 181»

Экспериментальный советский самолет «Изделие 181» разработан в Конструкторском Бюро имени Антонова в конце восьмидесятых. Выделяет его среди остальных летательных аппаратов крылья в виде зеркальной арки. Если бы не развал СССР, этому самолету дали бы имя «Ан-181».

История создания крыла

Арочное крыло в тридцатых годах, и в последующие два десятка лет, разрабатывал конструктор из Америки, Уиллард Кастер. После чего создал несколько экспериментальных воздушных аппаратов, чтобы проверить аэродинамическую силу. По замыслу полукруглое крыло, благодаря форме, создает дополнительную подъемную силу и не требует вертикального взлета, а также дает возможность зависать в воздухе при сохранении скорости. При этом подъемная сила, благодаря такому крылу, увеличивается в два раза!

Самолет "Изделие 181"

История создания экспериментального летательного аппарата «Изделие 181»

Самолет «Изделие 181» создан в одном экземпляре в конце восьмидесятых для разбора аэродинамической силы при таком крыле. Планировалось, что «Изделие 181» поднимется в воздух после 40-метрового разгона и устойчиво полетит на скорости 40 км/ч. Но самолет так и не успел узнать, что такое полет. Отсутствие финансирования после развала Советского Союза не позволили продолжить работу по этому проекту.

Разработка данного самолета осталась в тени из-за не проверенной аэродинамичной системы, единственной экспериментальной машины и закрытого проекта. Только раз, в 1991 г. самолет был показан на авиашоу в аэропорту «Антонов».

На данный момент Изделие 181 находится в украинском госмузее авиации в Жулянах.

Изделие 181

Конструкция

На борту имеется фонарь, который можно сбросить, крыло, комбинированное в виде арки с двумя винтами и широкое оперение хвоста (как раз под воздушным потоком винтов) для устойчивого полета. Шасси не складывается.  Экипаж в количестве двух человек. Киль в виде V-конструкции. Один поршневой чехословацкий двигатель М-332/337 в 140/210 л. с. с пропеллерами, которые связаны механически. Эту «фишку» разработали вертолетчики. Охлаждение воздушное. В носу самолета находится приемник воздушного давления.

Читайте также:   Ту-214: технические характеристики

Коэффициент подъемной силы крыла по проекту должен был быть равен 17. Этого числа, к сожалению, добиться не удалось даже на стадии прототипа, оно упало то Cу=10, но ходили слухи, что коэффициент упал до четырех, и поэтому могли отказаться от проекта.

«Су» поднимается за счет мощности воздушных потоков от винтов двигателя под крылом. К сожалению, нельзя было установить два двигателя, т. к. разница в тяге еще больше уменьшила бы коэффициент подъемной силы, и малейшие колебания СУ привело бы к неуправляемому крену. Да, у самолета было много недостатков, но КБ им. Антонова всегда справлялись даже с самыми сложными задачами, доводя все до ума.

Стоит обратить внимание на то, что если бы этот самолет все же взлетел, он был бы интересен даже в настоящее время. Скорость взлета составляет 40 км/ч при разбеге меньше 50 метров. Да, его пришлось бы дорабатывать, но он бы точно летал!

В музее, где сейчас находится Изделие 181, говорят про Су самолета, что в этом экземпляре она равна тридцати. Так что с высоты в километр с неработающим двигателем, Изделие 181 может просто парить около 30 километров.

В 2012 году автор проекта «Изделие 181» вышел на пенсию. Он рассказывал, что после запуска силовой установки самолета потерял к нему всякий интерес. Самолет же катали по цеху, приговаривая, что он «намного увесистее воздуха». Тем не менее гигантские экспериментальные отчеты по самолету ждут своего времени и конструктивного опытного подхода, чтобы правильно распорядиться полученной информацией и довести самолет до конечного результата.

Самолеты с арочным крылом — не миф, и не легенда. Они вполне могут существовать. Это доказано экспериментальными моделями от конструкторов Америки. Такой самолет прекрасно взлетит с маленькой взлетно-посадочной полосы на минимальной скорости.

В пример можно привести самолеты с арочным крылом «ССW», которые хорошо проявили себя. Самые первые были построены непосредственно самим создателем оригинального крыла — Уиллардом Кастером.

  • В 1942 г. ССW-1 с СУ в 75 л. с. несколько раз поднимался в небо.
  • самолет ССW-2 прекрасно показал себя при встречном ветре, созданный на основе Taylorcraft ВС-12 с комбинированным арочным крылом.
  • Воздушное судно ССW-5 взмыло в небо в 1953 г., созданное на основе Вaumann Brigadier, показал прекрасные характеристики в небе и вышел в серию. Правда, создан был только один самолет.
Антонов
Кабина пилотов

Технические характеристики

  • СУ 1 шт. LОМ М-337А 140 л. с.
  • Маx взлетная масса 0,9 тонны.
  • Длина 7,4 метр.
  • Крыло в длину 7,3 метра, в ширину — 60 см.
  • Фюзеляж — 6,25 метра.
  • Высота — 2,5 метра.
  • Экипаж: два человека.
  • Маx скорость — 225 км\ч.
  • Длительность перелета — 530 км.
  • Практический потолок — 4,2 км.
  • Разбег — 70 метров.
Читайте также:   Туполев Ту-126

Добавить комментарий

20 − 19 =