Самолет Ил-2 штурмовик: технические характеристики
В воздушных боях Великой Отечественной войны сражалось много разных самолетов. Самую многочисленную армию боевых машин составляли штурмовики Ил-2, созданные ОКБ С. В. Ильюшина перед самой войной. Они сражались на всех фронтах, громили врага даже в первые дни войны, обеспечили перелом в ходе войны в пользу советских войск. С. В. Ильюшин назвал самолет «летающим танком», пилоты называли его «противотанковым самолетом», «самолет-солдат», враги прозвали его «Черная смерть».
Самолет-штурмовик Ил-2 ОКБ С. В. Ильюшина стал первым самолетом с полностью бронированным корпусом. Для того времени Ил-2 имел высокие летно-тактические характеристики и мощное вооружение — стрелково-пушечное, бомбовое и ракетное. Спустя много лет истории о боевых сражениях «Илов» станут легендами, а создатель ее, главный конструктор Сергей Владимирович Ильюшин — народным героем.
Содержание
История создания штурмовика
Проблема бронирования самолетов не является новой. Конструкторы многих стран работали над увеличением боевой неуязвимости машин, решая проблему или частичным бронированием конструкции или покрытием корпуса броней сверху. Однако в первом случае оставались незащищенными отдельные части самолета, а второй подход утяжелял машину, ухудшал ее летные качества. Перед конструкторами стояла задача создания самолета, который бы совмещал в себе отличные летные свойства, мощное вооружение и защищенность всех важных компонентов машины.
Еще в довоенные дни С. В. Ильюшиным были обозначены основные цели военно-воздушных сил страны — это помощь наземным войскам и военно-морскому флоту в военных операциях. Исходя из этих целей были сформулированы основные характеристики боевых авиамашин. Для поддержки армейских частей с воздуха и поражения вражеских целей, самолет должен совершать полеты на небольшой высоте, что подвергало его опасности вражеских обстрелов. Чтобы защитить самолет от обстрелов, его нужно сделать бронированным.
Имевшиеся на вооружении штурмовики имели большую уязвимость из-за незащищенности таких важных частей самолета как двигатель, кабины экипажа, масло- и бензосистемы, снаряды. С. В. Ильюшин обратился к правительству страны с предложением о создании бронезащищенного самолета-штурмовика, необходимость в котором требовала политическая обстановка.
К этому времени, в 1938 году, С. В. Ильюшиным было найдено решение проблемы, которое он реализовал в проекте нового самолета Ил-2. Бронированный корпус должен стать элементом конструкции. Увлеченные идеей создания принципиально новой боевой машины коллектив ОКБ сверхурочно, по собственной инициативе и за короткое время разработал предварительный проект бронированного штурмовика Ил-2.
Для осуществления этого проекта ОКБ обязалось подготовить самолет к ноябрю 1938 г. на государственные испытания. Сроки были соблюдены, машина успешно прошла госиспытания в 1939 г. Первый опытный образец «летающего танка» поднялся в небо в октябре 1939 г. В ходе испытаний подтвердились основные заявленные конструктором летно-технические параметры Ил-2. В феврале 1940 г. Ил-2 был готов и мог запускаться в серийное производство.
Итак, был сконструирован двухместный моноплан с обтекаемой формой корпуса с бронезащитой, встроенной в силовую схему конструкции.
« Ил-2 нужны как воздух»
Телеграмма такого содержания была отправлена Главнокомандующим СССР руководству завода-изготовителя «илов». Фронт остро нуждался в боевой технике, в том числе авиационной. Завод ответил обязательствами, которые выполнил, несмотря на трудности военного времени: эвакуация, нехватка материалов и рабочих рук, отсутствие инструкций подготовки летных экипажей.
К серийному выпуску машин приступили еще до начала войны на Воронежском авиазаводе, находившемся на момент начала войны в глубоком тылу. Однако в результате стремительного наступления врага, завод оказался в зоне досягаемости вражеской авиации и был неоднократно подвержен бомбардировкам. Как и многие предприятия, он подлежал эвакуации на восток. На период эвакуация и разворачивания производства на новом месте выпуск машин был приостановлен. И хотя это заняло чуть более месяца, нехватка самолетов, как и другой техники, сказывалась на фронте очень остро.
В первые военные месяцы сложилась тяжелая ситуация. Самолеты Ил-2 несли большие потери. Отчасти это объяснялось слабой обученностью летного состава. Самолет был новым изделием, не было времени на его освоение. Кроме того, отсутствие стрелка в хвостовой части самолета и истребительного прикрытия делало штурмовик беззащитным перед атакующими вражескими истребителями. Не была разработана тактика применения самолетов в бою.
Из-за малой скорости и невысокого потолка самолеты становились легкими мишенями для вражеской артиллерии. Немаловажное значение имело производства самолетов, ориентированное в первую очередь на количество выпускаемых машин, — все это в совокупности стало причинами больших потерь машин.
Производство и эксплуатация
В ходе производства машин постоянно возникали новые проблемы. Из-за создавшегося дефицита алюминиевых профилей (в связи с эвакуацией металлургических заводов) под угрозой оказалось изготовление хвостовой части машины. Выходом из ситуации стал выпуск деревянных хвостовых частей корпуса. Однако такая конструкция также была предусмотрена проектом наряду с алюминиевым исполнением. Деревянный хвост утяжелял конструкцию, ухудшал летные качества и повышал уязвимость машин в бою, но это позволило улучшить ситуацию с выпуском самолетов. Положение изменилось только в 1944 году.
Были проблемы с водяным охлаждением мотора — вода замерзала на морозе. Выход был найден химиками, ими была разработана охлаждающая жидкость, так называемый антифриз, не замерзающий даже при больших морозах. Была решена проблема с замерзанием моторного масла. Также была организована учеба летного и технического состава авиаполков. И много других задач, решаемых оперативно в процессе производства.
Самые серьезные изменения конструкции самолета связаны с возвращением к двухместному варианту. Отсутствие стрелка, прикрывавшего хвостовую часть машины, привело к большим потерям летного состава и техники в начале войны — до конца 1941 г. из построенных 1400 машин были потеряны 1100. Срочно потребовалась переделка штурмовика в двухместную машину. Но произошло это лишь в конце 1942 г. А пока в воинских частях собственными силами были оборудованы места для воздушных стрелков. Боевые вылеты вместе с летчиками на первых порах совершали техники, механики и другие специалисты наземного или оружейного обслуживания.
Особенности конструкции
Чтобы совместить скорость и вес машины с броней и оружием был спроектирован бронекорпус, полностью покрывавший наиболее важные части боевой машины — двигатель, кабину экипажа, радиатор. Обшивку и каркас над ними заменяла броня. Самолет сразу был спроектирован на двух членов экипажа — летчика и воздушного стрелка. Однако потом отказались от стрелка, посчитав, что броня обеспечит защиту от обстрелов.
С ликвидацией кабины стрелка улучшились летно-технические параметры самолета — уменьшились размеры корпуса и вес, а с размещением вместо второй кабины дополнительного бака с горючим, увеличились скорость и дальность полета. В результате переделок Ил-2 перевоплотился в одноместный низкоплан с одним двигателем и комбинированной конструкцией, из металлических и деревянных частей. Фото Ил-2 приведены ниже.
Оперение штурмовика также было комбинированным – на деревянном киле установлены стабилизаторы из алюминия. Крыло состояло из центроплана, элеронов и закрылков, и двух деревянных консолей, крепящихся к центроплану. В центроплане размещался бомбовый отсек и ниши для шасси, а также размещалось стрелковое оружие самолета. Шасси было трехопорным, с третьим колесом в хвостовой части.
Штурмовик был оснащен двигателем АМ-38 на жидкостном (вода) охлаждении силой тяги в 1620 л.с.(1720 л. с. с 1943 г.). Водяное охлаждение не совсем годилось для боевой машины, подверженной обстрелам — повреждение в бою радиатора приводило к перегреву и остановке двигателя. Во избежание повреждения радиатор был размещен внутри бронекорпуса самолета. Пневмосистема управляла запуском двигателя, работой шасси и закрылков.
В аварийных ситуациях предусматривался вариант ручного управления шасси.
Ил-2 — штурмовик 1943 года
К концу 1942 года моторостроительными предприятиями был разработан новый двигатель АМ-38ф с форсажем мощностью в 1720 л. с. Такими двигателями с начала 1943 г. стали оснащаться серийные двухместные самолеты Ил-2. Мощность нового АМ-38ф обеспечивала бомбовую нагрузку до нормы 400 кг, а также позволила улучшить его летные качества, приблизив их к характеристикам самолета в одноместном варианте. Для улучшения характеристик устойчивости машины крылу штурмовика вернули стреловидную форму с первоначального проекта. В процессе выпуска машин Ил-2 в конструкцию были внесены следующие изменения:
- установлена дополнительная броня толщиной 4-6-мм над головой летчика, над двигателем и задним топливным баком;
- укреплены стойки шасси;
- укреплена хвостовая часть самолета в деревянном варианте изготовления;
- увеличен объем заднего топливного бака;
- установлены противопыльные фильтры на воздухозаборники двигателя;
- установлена система наполнения топливных баков инертным газом;
- система предотвращения отлива масла при отрицательных перегрузках в полете,
- подвесные баки с дополнительным топливом для длительных перелетов;
- на некоторых самолетах были установлены радиополукомпасы РПК-10.
С мая 1943 г. на штурмовики стали устанавливать протектированные фибровые топливные баки. Они имели меньший вес и сохраняли герметичность при поражении их снарядами.
Улучшить летные характеристики машин и качество брони получилось с применением более мощного в 2000 л.с. двигателя типа АМ-42. В компоновке с таким двигателем появился новый самолет-штурмовик Ил-10. Но произошло это только в 1944 году. Технические характеристики Ил-2 (обоих вариантов) приведены в таблицах.
Комплектация вооружения
Вооружение Ил-2 имело:
- 2 пушки калибра 20–23 мм,
- 2 пулемета калибра 7,62 мм,
- авиационные бомбы весом 400–600 кг,
- 8 реактивных снарядов калибра 82-132 мм.
Такое разнообразие вооружения обеспечивало поражение самых разных целей — от пехоты до бронетехники, а также различных укрепрайонов, зенитных батарей и артиллерийских, складов, движущихся войсковых колонн, железнодорожных магистралей и составов и других объектов врага.
Было опробовано много вариантов вооружения машины. С ноября 1941 г. до 1942 г. машины комплектовались авиационными пушками Волкова-Ярцева (ВЯ-23) с запасом 150 патронов на ствол и пулеметом ШКАС (Шпитального-Комарицкого авиационный скорострельный) с запасом 500 патронов на ствол. На всех серийно выпускаемых «Илах» оставались два пулемета ШКАС и две пушки калибра 20–23 мм.
В 1943 г на Ил-2 под крылом стали устанавливать противотанковые 37 мм пушки для поражения вражеской бронетехники. Однако эффективность их применения была невысокой. Это объяснялось трудностями ведения прицельного огня по движущимся целям малого размера, каковыми являются танки. Кроме того, из-за большой отдачи при стрельбе пушки разворачивали машину, в результате происходил сильный разлет снарядов.
Тем не менее авиация оставалась самым эффективным средством уничтожения немецких танков. Применение кумулятивных бомб значительно повысило эффективность поражения вражеской бронетехники. При сбрасывании кумулятивных бомб только одним штурмовиком уничтожались почти все наземные объекты на участке 15х75 м.
В 1942 г. на вооружение авиамашин были взяты реактивные снаряды («эрэсы») М-8 и М-13 класса «воздух-земля». Применение подобных снарядов еще увеличило огневую мощность штурмовика. В процессе изготовления самолета постоянно производилось улучшение вооружения. Наиболее существенные изменения приведены ниже:
- доработаны системы загрузки бомбовых отсеков ПТС (противотанковыми снарядами) и сбрасывания их при штурмах,
- отработаны орудия для стрельбы ракетами более крупного калибра (РС-132 вместо РС-80),
- установлены более мощные пушки,
- установлен дополнительный электробомбосбрасыватель,
- установлен более удобный визирный прицел ВВ-1 вместо ОПБ-1.
Беспристрастная статистика
составляли почти треть от общего числа воевавших боевых машин. К середине 1943 года на фронт каждый месяц отправлялось по одной тысяче самолетов Ил-2. Всего за время войны было изготовлено 34 943 штурмовиков Ил-2 и 1 211 машин Ил-2У. Боевые потери самолетов в ВВС армии составили 10 759 машин и 807 машин в ВВС Военно-морского флота.
Боевые потери летчиков-штурмовиков составили 7837 человек, это 28,4% от общих боевых потерь летного состава ВВС армии. Из них 41% приходился на командный состав. К окончанию войны на 10 мая 1945 г. на вооружении в воздушных силах армии на всех фронтах оставалось 3075 единиц Ил-2 и Ил-2У, а также 197 единиц Ил-2 и 12 единиц Ил-10 в военно-воздушных силах ВМФ.