Крушение ТУ-154 под Учкудуком

Летом 1985 года в непосредственной близости к городу Учкудуку, известным многим по популярному хиту, исполненному группой «Ялла», произошло крупнейшее авиапроисшествие, потрясшее весь мир. Катастрофа ТУ-154 под Учкудуком известна далеко не многим, несмотря на то, что ужасная трагедия отняла жизни 200 человек, находившихся на борту: 191 пассажира, среди которых были 39 детей и 9 членов экипажа. Широкая общественность просто не могла узнать о серьезном происшествии, так как действующее в те времена правительство Советского Союза не спешило уведомлять о серьезных происшествиях, особенно в том случае, если из-за трагедии погибали люди.

катастрофа Ту-154 под Учкудуком
Где находится Учкудук

Хронология происшествия

Крушение произошло летом 1985 года (10 июля). Ту-154 4Б-2, принадлежащий Ташкентскому объединенному авиаотряду Узбекской гражданской авиации, совершал рейс из Карши в Ленинград с пересадкой в Уфе.

В то время в районе аэропорта «Карши» стояла невыносимая жара, температура воздуха поднялась выше 33 грудосов и не снижалась даже в ночное время суток. Из-за погодных условий воздушный транспорт вынужден был выйти в рейс с 4-х часовой задержкой. Безусловно, длительное ожидание в жаре сильно утомило как пассажиров, так и членов экипажа.

По неофициальным данным, авиалайнер был настолько переполнен, что пассажиры вынуждены были посадить своих детей на колени. Однако переполненность самолета не повлияла на взлетную массу и центровку самолета – важнейшие показатели безопасности.

Однако нормы рассчитываются для благоприятных погодных условий, а не для аномальной жары, которая снизила плотность воздуха. По мнению специалистов, при слишком перегретом воздухе двигатели, работающие в нормальном режиме, не в состоянии обеспечить массивному воздушному транспорту нужного количества тяги для безопасного авиаперелета.

Несмотря на длительную задержку рейса и утомленность экипажа, пассажирский лайнер все же вышел на ранее установленный маршрут в 11 часов вечера. Самолет вылетел из воздушного причала «Карши», без происшествий и начал постепенно набирать высоту.

Примерно 40 минут потребовалось лайнеру для поднятия ввысь на 11 600 метров, и начать внезапное снижение.

Пилоты сразу же связались с наземными службами управления, объяснив внезапное снижение полным отказом двигателей и систем. Опытные члены экипажа предпринимали несколько попыток, чтобы взять контроль над сложившейся ситуацией, но, к сожалению, их усилие не дало никаких результатов – авиалайнер терял высоту, причем весьма стремительно.

Читайте также:   Крушение Ту-154 под Иркутском в 1994 году

Крушение ТУ-154 под Учкудуком было зафиксировано ровно через 46 минут после взлета авиалайнера в пустынной зоне. После сильнейшего столкновения с землей пассажирский самолет мгновенно загорелся, выжить из 200-х находившихся на борту, к сожалению, не удалось никому.

крушение ТУ-154 под Учкудуком
Самолет Ту-154

Причина авиакатастрофы

После проведения исследований эксперты пришли к выводу: страшный инцидент произошел из-за того, что авиалайнер провалился в так называемый плоский штопор, что, в свою очередь, привело к резкой потере скорости на высоте 11600 метров. Простыми словами описать состояние, которое в авиации называют «плоским штопором» можно так: войдя в рассматриваемый критический режим, самолет начинает стремительное снижение, вращаясь при этом по трем осям.

Для воздушного тяжелого транспорта войти в такой режим означает одно – неизбежное крушение. Вывести из плоского штопора ТУ-154, оснащенного специальным противоштопорным парашютом, удавалось лишь летчикам-испытателям. К сожалению, таких дополнительных средств защиты у пассажирского авиалайнера не было.

крушение самолета ТУ-154 под Учкудуком

Официальная версия трагедии

Согласно заключению, вынесенному официально, авиалайнер потерпел крушение из-за сваливания в плоский штопор. Однако в заключение также было отмечено, что экипаж допустил ряд непростительных ошибок, которые и стали причиной потери скорости и отказа систем управления.

К сожалению, после падения не удалось проанализировать записи речевого самописца, так как он был практически уничтожен. Выводы производились по техническим фиксирующим приборам, которые были частично сохранены.

На основе этих данных аналитики смогли подтвердить, что пилоты потерпевшего крушения авиалайнера приняли решение снизить рекомендованную скорость в момент набора высоты, активировав для этого автопилот лишь в 5300 метрах от земли. В итоге:

  • постепенно уменьшалась горизонтальная скорость;
  • передняя часть самолета оказалась слишком приподнятой, что и указывало на вхождение в предштопорное состояние.

Наверное, из-за ночного полета, усталости и аномальной жары пилоты не смогли своевременно оценить серьезность ситуации и предпринять меры для спасения пассажиров. Учитывая, что угол атаки был слишком завышен при низком скоростном режиме, самолет вошел в плоский штопор, выйти из которого авиалайнер не смог.

Читайте также:   Крушение самолета в Сочи в 2016 году

Дополнительная версия трагедии поясняла причину крушения тем, что утомленный экипаж просто уснул во время полета. Но так как поврежденный речевой летописец не смог пояснить происходящую в момент авиакатастрофы ситуацию, точную причину крушения до сих пор не удалось установить.

Последнее речевое сообщение звучало примерно так: «Самолет начал беспорядочно вращаться. Предпринимаем необходимые меры». При таких обстоятельствах, по мнению экспертов, предотвратить катастрофу было уже невозможно.

Предлагаем вам посмотреть видео о самых крупных авиакатастрофах и их причинах. Детям данный ролик лучше не смотреть.

Добавить комментарий

1 + 17 =