Крушение Ту-154 под Красноярском
Это происшествие вошло в историю как одно из крупнейших. Катастрофа Ту-154 под Красноярском, которая произошла в последних числах 1984 года, была одной из наиболее страшных.
Содержание
Что же произошло?
В тот день задачей лайнера являлось выполнение рейса из Красноярска в Иркутск. В процессе набора высоты внезапно перестал работать третий двигатель. Самолет был развернут пилотами, чтобы в аэропорт, но возникший на борту пожар помешал осуществить планы. Авиалайнер упал недалеко от ВПП, забрав навсегда жизни практически всех пассажиров и экипажа. Самое фантастическое то, что выжить удалось 1 человеку.
О самолете и экипаже
Воздушное судно было выпущено весной 1979 года. Его выпустил Куйбышевский авиазавод. Самолет имел стандартную комплектацию с 3 двигателями турбовентиляторного типа. До момента катастрофы непосредственно эта машина совершила около 4 тысяч циклов взлета-посадки, налетав при этом около 9 тыс. часов.
В тот злополучный день управление было поручено одному из самых опытных экипажей. Эти люди входили в объединенный авиаотряд Красноярска. Возглавлял руководство самолета КВС Фальков В.С. (46 лет), самый старший из всего состава. Возраст остальных членов экипажа составлял от 37 и до 20 лет. Данный состав имел «за плечами» множество полетов, но даже этот фактор не повлиял на исход событий в тот решающий день.
Детализация происшествия и причины крушения
Вылет рейса, в составе которого были 104 взрослых пассажира, 6 детей и 7 человек экипажа, состоялся 22 часа 8 минут. Метеоусловия были благоприятными, и текущие показатели были в норме, видимость также соответствовала нормам.
Судно поднялось на высоту 2.4 тыс. метров в 22 часа 1 минуту и 49 секунд при скорости в 480 км/час, затем произошел довольно громкий хлопок, который в дальнейшем определен самописцем.
Как удалось выяснить, происходила следующая картина:
- в третьем двигателе разрушился диск 1 ступени в компрессоре низкого давления, что привело к резкому сбросу оборотов;
- обломками был существенно поврежден как сам двигатель, так и коллектор системы пожаробезопасности. Оказались разрублены провода топлива и электропроводка, что привело к возникновению пожара и одновременной сработке нескольких табло, сообщающих о наличии неисправности. Этот факт усложнил выяснение, где именно базировалась основополагающая причина проблемы;
- ситуация спровоцировала развитие дисбаланса тяги, соответственно, и правого крена.
Экипаж, находясь на высоте 2.1 тыс. м над аэровокзалом, прекратил набирать высоту. С этого момента производился ряд действий, которые в итоге привели к катастрофе.
В связи с отсутствием полноценной информации о точном месте пожара и масштабах его распространения, было принято решение об отключении и второго двигателя. Параллельно экипаж запросил у диспетчера разрешение на экстренную посадку в аэропорту, с которого проходил вылет.
В состоянии паники происходили неслаженные действия командира и бортинженера, вследствие чего началось неправильное управление двигателями. Эти ошибки привели к обширному возгоранию второго двигателя и его постепенному саморазрушению. Авиалайнер перевелся в самопроизвольный режим максимального взлета, действия экипажа по его отключению не принесли результатов.
Практически с этого момента полет воздушного судна шел с полностью выпущенными шасси, горящими двигателями и ярким шлейфом из огня в хвостовой части. Далее была совершена попытка аварийного захода на посадку, но правый крен не давал возможности сделать это. Основной причиной также стала разрушенная изоляция проводов, что закоротило краны электрогидравлики и привело к падению напряжения. Соответственно, самолет перестал поддаваться управлению.
Возросла вертикальная скорость снижения, командир пытался убрать шасси и вывести двигатель № 1 в режим взлета, но падение продолжалось. В 22 часа 15 минут авиасудно упало на землю на расстоянии 3.2 тыс. метров от ВПП, сильный удар привел к полному разрушению и окончательному возгоранию. Крушение Ту-154 под Красноярском унесло навсегда основную часть людей, только мужчине 27 лет благодаря стараниям врачей удалось выжить.
Почему это произошло?
Со временем были объявлены официальные результаты расследования. Основной причиной был признан процесс разрушения диска ступени № 1 КНД-двигателя (№ 3). Такое явление спровоцировали так называемые усталостные трещины, являющиеся, в свою очередь, дефектом производственного характера.
Установлено, что как при ремонте, так и при производстве дисков были использованы частично устаревшие методы, что повлияло на эффективность использования и дальнейшие трудности при выявлении дефектов. Невзирая на некоторую неслаженность действий, работа экипажа признана правильной. Сказался большой опыт работы, который, к сожалению, не спас самолет от печальной участи.