Яковлев Як-242: фото, ТТХ
Авиационное сообщение в современной экономике имеет важное значение, особенно в такой большой стране, как Россия. Во многом от него зависит экономическая и транспортная целостность страны. Эффективность авиаперевозок напрямую зависит от состава авиапарка страны. Действующий парк российских авиакомпаний состоит в настоящее время в основном из воздушных судов советского производства и иностранных судов.
Состояние большинства авиамашин, особенно советских времен, характеризуется изношенностью и низкой топливной культурой. Данные факты отрицательно сказывается на рентабельности авиакомпаний. Для повышения рентабельности авиаперевозок необходима модернизация имеющихся машин или полное обновление авиапарка. Растущий спрос на авиаперевозки, в том числе на пассажирские, требуют ускорения этих процессов.
Содержание
Экономические предпосылки разработки Як-242
Парк пассажирских самолетов России представляют отечественные самолеты семейства Ил-96, Ил-76ТД-90ВД, Ту-204/214, Ан-148, Ан-140, SSJ-100. Составляют они не более 10% от общего количества авиамашин. Большую часть, которая постоянно увеличивается, составляют иностранные самолеты. Все машины имеют довольно солидный срок службы, сопоставимый с расчетным сроком их летной годности эксплуатации.
Современные самолеты отечественного производства представлены совсем малочисленной группой. Однако в последнее время наметились оптимистичные прогнозы на развитие отечественной пассажирской авиатехники. Одним среди новых изделий российских авиастроительных компаний является проект МС-21 («Магистральный самолет 21-го века»). Первоначальное обозначение Як-242.
Первые работы над проектом пассажирского самолёта Як-242 были начаты КБ им.А.С. Яковлева еще в 1993 г. Защита эскизного проекта и макета состоялась в апреле 1993 г. Руководил работами В. Т. Дмитриев, первый заместитель ген. конструктора КБ им.А.С. Яковлева. Проект представлял собой модернизацию самолёта Як-42. Предполагалось, что самолет займет нишу между Ту-204 и Як-42. Однако из-за финансовых трудностей работы над проектом, при готовности почти в 30%, были отложены на долгое время и возобновлены лишь в начале 2000 г. при разработке нового проекта МС-21.
Работа проводилась КБ им. А. С.Яковлева совместно с научно-производственной компанией (НПК) «Иркут». На начальном этапе в проекте принимало участие КБ Илюшина, но в 2008 году бюро покинуло проект. Активное участие в разработке самолета принимал ЦАГИ. Им было проведено тестирование многих компонентов и двигателя машины и разработаны рекомендации конструкторам о безопасных режимах работы агрегатов.
В целях повышения рентабельности перевозок и учитывая пожелания заказчиков, компанией «Иркут» в сентябре 2011 г. было принято решение о производстве машин с комплектацией на 180 пассажирских мест, при раннем плане на 150, максимум 162, места.
Летом 2012 года был подписан контракт на поставки двигателя типа PW1400G американской фирмы Pratt&Whitney. В таком варианте исполнения самолет предполагался для зарубежных заказчиков. Вариант с комплектацией отечественными двигателями типа ПД-14 планировалось поставлять на внутренний рынок страны.
К сборке первого экземпляра самолета МС-21 приступили на Иркутском авиазаводе зимой 2014 г., а летом того же года в ЦАГИ провели испытания модели. Первый полёт состоялся 28 мая 2017 г. Серийное производство планировалось начать в 2017 г., но было отложено на 2018 г., а затем на 2019 г.
Самолет мог производиться, кроме базового пассажирского варианта, также в грузовом и грузопассаржском вариантах. По летным характеристикам он относился к самолетам ближне- и средне- магистрального класса. По себестоимости перевозок превосходил Як-42 на 45-50%.
Особенности конструкции самолета Як-242 (МС-21)
Особенности конструкции и технологии, примененные при изготовлении изделия, позволили построить самолет, превосходящий по многим характеристикам, техническим, летным, экономическим, машины такого класса. Основные преимущества:
- высокие аэродинамические свойства, полученные в результате использования новых систем и конструкций агрегатов;
- малый вес конструкции без потери летных качеств и небольшие затраты при эксплуатации, в результате использования современных композитных материалов и сплавов при изготовлении машины;
- экологичность двигателей;
- большая пассажировместимость;
- большая дальность полета (до 5 тыс. км) и экономичный расход топлива.
Преимущества новой машины позволяют ожидать высокую рентабельность при эксплуатации и окупаемость производственных затрат в ближайшее время. В целом самолёт – это цельнометаллический моноплан с широким фюзеляжем, обеспечивающим удобное размещение пассажирских кресел в салоне. Фото Як-242 прилагаются.
Силовая установка состоит из двух отечественных ТД ПД-14 разработки «ОДК-Авиадвигатель» с силой тяги каждый по 12 тыс. кг или двух двигателей американского производства типа PW1428G/ PW1431G. Крылья имеют стреловидную форму со сверхкритическим профилем и вертикальными концевыми аэродинамическими поверхностями, с пилонами для размещения турбореактивных двигателей; изготовлены из композитных материалов. Система шасси — трехопорная, с управляемым передним колесом, колеса с тормозными системами. Бортовое оборудование включает в состав:
- ЦПНК-42М — цифровой пилотажно-навигационный комплекс, со схемой заимствованной и унифицированной с Ту-204 и Ил-114;
- систему автопилотирования («автопилот»), обеспечивающую автоматическое самолетовождение в различных режимах полета и автоматическое приземление, самолет на «автопилоте» может совершать полеты по программам 70 маршрутов с точностью по расписанию;
- систему контроля пятирежимной работы двигателей, с отображением процессов работы на цветных мониторах электронных табло;
- систему электродистанционного управления полетами, обеспечивающую продольную устойчивость машины на крейсерской скорости полета;
- Имеется система предотвращения критических ситуаций в полете.
Компоновка пассажирского салона предусматривала три варианта размещения кресел – на 150 пассажиров, 181 пассажира, и 212 пассажиров. Заказчику предоставлялась возможность выбора варианта салона и двигателя. Технические характеристики приведены в таблице.
Планы на будущее
Для ускорения процесса производства самолетов, составляющие компоненты машины изготавливаются в настоящее время на нескольких авиазаводах одновременно. Окончательная сборка выполняется на авиазаводе в Иркутске. Такое распределение производства связано с планами изготовителей обеспечить окупаемость производства к 2023 году. Самолет Як-242 планируется запустить в серийное производство с ежегодным выпуском 72 машины.
В течение 5 лет, по ожидаемым расчетам, проект должен окупиться полностью и далее начать приносить прибыль.