Технические характеристики Ан-12

Самолет Ан-12 был разработан в Советском Союзе как военно-транспортная единица воздушной техники. Кодовые буквы в названии соответствуют сокращению от фамилии Антонова О.К. — идейного вдохновителя и легендарного советского инженера-авиаконструктора. Эта модель по праву зовется наиболее массовой в истории Советской авиации. Судно можно смело причислить к крупным достижениям авиационного конструирования. Помимо своих прямых функций, самолет Ан-12 многократно участвовал в спасении населения в ряде катастроф, стихийных бедствий и вооруженных столкновений.

Самолет Ан-12

История создания Ан-12

Есть мнение, что импульсом для конструирования нового самолета стало высказывание тогдашнего Первого Секретаря ЦК КПСС Никиты Хрущева, когда тот находился с визитом в авиаконструкторском бюро. Узнав, что зарубежные аналоги Ан-8 уже снабжены четырьмя двигателями, Хрущев подал идею о создании новой модели Антонову.

Первый экземпляр техники поднялся в воздух в 1957 году. Двумя годами позже началась массовая поставка Ан-12 для нужд ВВС. Всего за период с 1957 года по 1972 было изготовлено 1243 единицы этой модели. Самолет выпускался в трех городах СССР: Ташкенте, Воронеже и Иркутске.

Самолет Ан-12
Ан-12 71-ой транспортной эскадрильи ВМФ, аэропорт Кневичи

Летно-технические параметры

Технические характеристики Ан-12 следующие:

Технические характеристики Ан-12

Технические характеристики Ан-12

Можно смело утверждать, что ТТХ Ан-12 для своего времени отличались высоким уровнем. Это делало машину конкурентоспособной на фоне зарубежных аналогов.

Особенности конструкции Ан-12

На фото самолета Ан-12 отчетливо виден приподнятый хвост в фюзеляже судна. Корпус оснащен большим грузовым люком для перевозки крупногабаритных грузов. В кормовой части помимо люка располагается стрелковая установка с небольшой кабиной для стрелка.

Конструкция судна обеспечила ему возможность взлетов и полетов в тяжелых погодных условиях.

Удобство загрузки и выгрузки крупногабаритных грузов обеспечивает низкая посадка люка. Имеется возможность для десантирования грузов на землю. Самолет способен перевозить самостоятельные единицы техники, которые погружаются на борт судна с помощью кранов и лебедок. Грузоподъемность Ан-12 составляет 21 тонну.

Самолет Ан-12
Передняя часть фюзеляжа

Техническое оснащение Ан-12

Фюзеляж судна состоит из трех отсеков и кормовой кабины, которая впоследствии объединилась с третьим отсеком. Кабина Ан-12 для пилотов и членов экипажа находится в герметичном переднем отсеке и частично защищена бронированным покрытием. Отсек посередине негерметичен. В нем располагается грузовое помещение. Кормовая кабина герметизирована и предназначена для стрелковой установки и стрелка. В некоторых экземплярах самолета ее не монтировали.

Крылья аэроплана расположены сверху судна и снабжены однокилевым хвостовым оперением. Выдвижное шасси состоит из трех опор, две из которых расположены спереди, а одна сзади корпуса. Самолет работает на четырех турбовинтовых двигателях, расположенных под крыльями. Двигатель оснащен автоматическим контролем числа оборотов ротора и управляется механически.

Читайте также:   Антонов Ан-74

Топливные баки судна вмещают 14 тонн топлива и до 24 тонн в некоторых модификациях. Всего по периметру установлено 22 мягких бака, многие из которых соединяются между собой. Высокая вместимость увеличивает дальность полета.

Кабина Ан-12
Рабочие места лётчиков

Основные элементы управления самолетом работают при помощи гидронасосов. При их отказе возможно управление ручными насосами. Машина оборудована автоматической системой пожаротушения, а также ручными средствами для ликвидации огня в салоне.

Управление самолетом осуществляется механическим безбустерным способом. Имеется система автопилотирования и механического торможения рулей и элеронов при соприкосновении с землей.

Машина снабжена аккумуляторами, турбогенераторами и генератором постоянного тока, которые обеспечивают слаженную непрерывную работу всех систем авиатехники. Для управления судном по нужному маршруту в условиях плохой видимости и неблагоприятных метеоусловий на борту установлена пилотажно-навигационная система, включающая в себя комплекс оборудования для автопилота, ориентирования и контроля над следующими показателями:

  • высота;
  • температура;
  • времея;
  • скорость.

Связь с землей и другими самолетами обеспечивается при помощи телеграфной и телефонной двусторонней связи, а также комплекса радиооборудования. Во избежание аварий вследствие повреждений льдом в машине установлена особая противообледенительная система, которая передает теплый воздух из двигателей к частям корпуса, которые нужно защитить от низких температур. Каждый член экипажа снабжен кислородным оборудованием на случай чрезвычайной ситуации.

Кабина Ан-12
Грузовая кабина самолёта Ан-12

Вооружение Ан-12

Будучи боевой машиной, самолет снабжен двумя видами снаряжения: для артиллерийских обстрелов и для бомбардировок. Первый пункт включает в себя башню на корме судна с двумя скорострельными пушками. Второй вид оружия состоит из разнообразных сигнальных и боевых бомб разных калибров.

Сферы применения Ан-12

Самолет Ан-12 дал мощный толчок для развития ВВС государства. Его использовали для проведения вооруженных операций, учений, перемещения военного состава, а также в чрезвычайных ситуациях для поиска пострадавших. Оказала влияние данная машина и на ВДВ СССР, будучи первым самолетом, способным одновременно десантировать большое число людей и грузов.

Кроме этого, судно широко применялось для научных исследований в сфере военной авиации. Его надежность и стойкость к любым погодным условиям позволяли использовать его для решения самых сложных задач. На сегодняшний день самолет, произведенный много десятилетий назад, по-прежнему широко используется как в России, так и за рубежом. Более 150 единиц, включающих и копии, произведенные в Китае, до сих пор служат на благо стран ближнего и дальнего зарубежья.

О качестве машины говорят сами за себя ее многочисленные модификации, последняя из которых была выпущена в Китае в 2012 году.

Среди множества наименований встречаются полноценные передвижные лаборатории и комплексы для обучения сотрудников ВВС, а также боевые судна, доработанные в соответствии с требованиями времени и экспериментальными задачами. Наиболее значимыми разновидностями Ан-12 стали следующие экземпляры:

  1. Транспортные самолеты Ан-12А, Ан-12АП, Ан-12П, Ан-12Б, Ан-12БП, Ан-12БК.
  2. Ан-12БК-ИС — модель, оборудованная для радиоэлектронного подавления сигналов судна.
  3. Ан-12БК-ППС и Ан-12ПП — также модели из линейки самолетов радиоэлектронного подавления.
  4. Ан-12БП Циклон — воздушная метеостанция.
Читайте также:   Самолет Ил-2 штурмовик: технические характеристики

В различные периоды самолеты-модификации снабжались дозиметрами, экспериментальными объемами топливных баков, моделями двигателей и различными видами вооружения и навигационных приборов. Вобрав в себя лучшие черты предшественников, полученные модели отвечали поставленным требованиям и широко применялись в СССР и за рубежом.

ТТХ Ан-12
Распространённость Ан-12 в мире. Красный — военные модификации, зелёный — гражданские, синий — военные и гражданские

Участие Ан-12 в боевых действиях

В конце 1960-х боевые машины Ан-12 были задействованы для перевозки солдат при вводе Советских войск в Чехословакию. Период Афганской войны сделал самолеты Ан-12 одним из неофициальных символов скорби народа. Их часто называли «Черными тюльпанами». Судно использовалось не только для боевых операций, но и для доставки гуманитарных грузов, а также печально известного «Груза 200» — цинковых гробов с телами павших в бою солдат.

Фото самолета Ан-12
Авария Ан-12 в Афганистане.

Единицы техники не раз закупались иностранными государствами, которые использовали их в военных операциях. Так, Индия в начале 1970-х годов применяла машины Ан-12 в вооруженном конфликте с Бангладешем. Египетское правительство поставляло на Ан-12 грузы с гуманитарной помощью и боеприпасами в страны Африки, где в 1960-х годах то и дело вспыхивали войны. Кроме этого, закупку машин этой модели осуществляли Эфиопия и Ирак.

Помимо боевых действий, Ан-12 часто использовались для переброса большого числа войск и эвакуации мирных жителей. В силу своей колоссальной вместимости самолеты могли не только перевозить на борту огромные грузы, но и в особых ситуациях перевозить беженцев из разных стран. В этом случае вместимость ограничивалась грузовым и центральным отсеком судна.

Фото самолета Ан-12
Разгрузка Ан-12

Крушения с участием Ан-12

Невзирая на мощь и нерушимость самолета, он неоднократно подвергался авариям и катастрофам. По неофициальным данным, более 220 единиц авиатехники были разрушены за период эксплуатации модели. Как и во многих случаях авиакатастроф, причинами их являлись технические неполадки, а также ошибки экипажа и погодные условия. Так, один из самолетов, находящийся на территории Беларуси, скатился и врезался в находящийся впереди Боинг во время мощного урагана в 2016 году.

Добавить комментарий

4 × один =