Самолет Ил-14: фото, ТТХ

Еще громыхали по всем фронтам бои Великой Отечественной войны, а в КБ Ильюшина уже приступили к проектированию нового самолета, назначением которого должно стать служение мирному небу. Приступив к работам в 1943 году, уже в 1945 первый опытный образец нового самолета поднялся в небо. Это был пассажирский лайнер Ил-12, который должен был заменить в гражданской авиации устаревшие машины DC-3(«Дуглас») и советский его аналог Ли-2.

С созданием Ил-12 С. В. Ильюшин не прекратил исследовательские работы над улучшением характеристик нового самолета. Более того, впервые в мировой практике самолетостроения была поставлена и решена задача безопасности взлета машины с одним работающим двигателем. Эта задача была решена С. В. Ильюшиным в новом проекте Ил-14. Еще в будущем были времена, когда новую машину за ее безотказность и работоспособность будут называть «рабочей лошадкой», но было сделано главное — была обеспечена безопасность человеческим жизням в полете.

Задача №1 или история создания Ил-14

Мировой опыт эксплуатации огромного парка двухдвигательных машин, да и эксплуатация отечественного Ил-12, показывал, что часто возникали ситуации, когда при отказе одного из двигателей на взлете прекратить полет уже не было возможности, что приводило к гибели людей и машин. Более безопасным становилось продолжение взлета, чем его прекращение.

Салон Ил-14

В конце 1946 г., после завершения государственных испытаний самолета Ил-12, ОКБ С. В. Ильюшина приступило к решению этой проблемы. Требовалось создать самолет, который должен был уметь не только выполнить безопасное завершение взлета в такой ситуации, но и сохранить свои летные и эксплуатационные качества. Потребность в таком самолете становилась все острее с развитием пассажирского авиатранспорта.

Было исследовано много вариантов. Первый из них – увеличение мощности двигателей. Однако этот вариант искажал балансировку машины при одном работающем двигателе. Выход был найден в улучшении аэродинамических характеристик машины – необходимо было внести такие изменения в конструкцию машины, в результате которых уменьшилось бы сопротивления воздуха при взлете.

ОКБ С.В.Ильюшина вместе с ЦАГИ разработало крыло, уникальное по своим аэродинамическим свойствам. Новое крыло имело обратную стреловидность, большую толщину, меньшую площадь при прежнем размахе. Изменили механизацию крыла: были установлены закрылки, обеспечивающие машине быстрый отрыв от земли, быстрый набор скорости и высоты. Также была улучшена система управления шасси – стойки шасси убирались быстрее в два раза, что позволило еще уменьшить сопротивление воздуха при взлете.

Произведенные расчеты показали, что машина с такими аэродинамическими свойствами может взлетать с одним работающим двигателем прежней модели АШ-82ФН, с увеличенной незначительно мощностью.

В июле 1950г. летчиком-испытателем В. Коккинаки был выполнен первый полет на построенном опытном экземпляре Ил-14. После полета машина была отправлена на доработку, была доработана система воздушного охлаждения, изменено вертикальное оперение, улучшено устройство кабины.

Государственные испытания, завершившиеся в августе 1952 г., подтвердили превосходство нового самолета Ил-14 над предшественником по всем показателям. С осени 1953г. по решению правительства самолет запустили в серийное производство. Пассажирские перевозки стали выполняться на Ил-14 уже с ноября 1954г.

Читайте также:   Нортроп Б-2 Спирит

Особенности конструкции

Как уже отмечалось выше, отличиями самолета Ил-14 от предыдущей модели стали изменения в конструкции, улучшившие его аэродинамические свойства. Было спроектировано крыло с уникальной аэродинамической компоновкой составляющих агрегатов. Благодаря новому крылу и улучшенному управлению шасси самолет быстрее отрывался от взлетной полосы, быстрее набирал высоту и скорость. Устройство пассажирской кабины Ил-14 улучшило устойчивость машины, что позволило обойтись без хвостовой опоры. Для предохранения от обледенения была установлена усовершенствованная противообледенительная система (ПОС).

Кабина Ил-14
Кабина пилотов

Преимущества и недостатки Ил-14

К числу преимуществ Ил-14 относятся его надёжность и безопасность. Благодаря этим качествам машины уменьшилось число авиакатастроф и других аварийных происшествий.

Мощные двигатели, установленные на самолете, позволяли использовать Ил-14 с грунтовых аэродромов или с коротких взлётно-посадочных полос, что в условиях отдаленных регионов или из-за отсутствия оборудованных ВПП являлось очень важным качеством. Благодаря установленному на борту электронному навигационному комплексу управление машиной было доступно даже экипажу с небольшим опытом.

Благодаря Ил-14 на долгое время была решена проблема пассажирских авиаперевозок как на внутренних маршрутах, так и на зарубежных авиарейсах. С появлением Ил-14 авиаперелеты стали для населения страны таким же доступным транспортным средством, как передвижение на железнодорожном транспорте. Востребованность в таких перевозках была настолько велика, что в машинах постоянно модифицировался салон для пассажиров, число пассажирских мест увеличилось от 18 вначале до 32 в некоторых экземплярах.

Недостатком самолета оставался высокий уровень шума от поршневых двигателей в пассажирском салоне Ил-14. Однако, как показала жизнь, этот недостаток не сказался на популярности авиалайнера среди населения. Самолеты Ил-14 летали по всему миру, везде вызывая заслуженную признательность пассажиров. Простой в эксплуатации, комфортный и надежный, он действительно был летающим междугородним автобусом. Технические характеристики Ил-14 самолета приведены ниже в таблице.

Технические характеристики Ил-14

Варианты исполнения Ил-14

За долгую историю эксплуатации лайнеров Ил-14 было разработано около сорока различных вариантов машин. Такое разнообразие связано с применением машин в самых разных направлениях — для пассажирских перевозок, как транспортные машины, как санитарные, в качестве летающих лабораторий и в военных целях. Но основными среди них можно назвать 13 следующих вариантов.

  • Ил-14 – первый и единственный экземпляр, использовался для опытных испытаний конструкции, рассчитан на 18 мест, испытывался с двигателями модели АШ-82ФН воздушного охлаждения.
  • Ил-14П – основной производившийся серийно вариант с новыми двигателями модели АШ-82Т большей мощности.
  • Ил-14М – версия, используемая для исследовательских целей при развитии конструкции в дальнейшем, рассчитана на 24 пассажира, позже на 28 и 36 человек, имела более удлинённый фюзеляж
  • Ил-14ЛЛ – вариант летающей лаборатории, применялся для исследовательских и разведывательных работ, особенно в Арктике.
  • Ил-14С – (или Ил-14СИ, Ил-14ПС, Ил-14СО) – спец-версии машины, предназначенные для перевозок руководящего состава страны и партийных деятелей, имели салон для пассажиров повышенной комфортности и дополнительные емкости для топлива, обеспечивающие большую дальность полёта.
  • Ил-14ЗОД – транспортно-десантный вариант машины, с устройством выброса десанта.
  • Ил-14Г – грузовой вариант машины, имел грузоподъемность 3,5 тонны.
  • Ил-14Т – транспортный вариант машины.
  • Ил-14ФК (или Ил-14ФКМ) – использовались для аэрофотосъёмки.
Читайте также:   Антонов Ан-4

Фото Ил-14

Эксплуатация

Итак, в состав Аэрофлота вошел уникальный самолет, получивший в будущем характеристику «рабочая лошадка» за свою работоспособность и неприхотливость. Регулярно пассажирские перевозки на нем стали выполняться с 1954 года.

С начала 1955 года ИЛ-14 стал основным среднемагистральным самолетом гражданской авиации страны. На маршрутах применялись в основном варианты машин Ил-14П на 18 пассажиров и Ил-14М на 24 пассажира.

Число пассажирских мест на самолете постоянно увеличивалось и доходило до 36 мест. В качестве пассажирского лайнера Ил-14 использовался как странами-участницами Варшавского договора, так и другими дружественными СССР государствами. Машины использовались на авиамаршрутах страны до начала 1990-х годов, после чего постепенно были списаны. Столь продолжительный срок эксплуатации, более 30 лет, объяснялся:

  • Во-первых, надежностью и качеством.
  • Во-вторых, большим количеством модификаций со специальными функциями, машины применялись широко в исследовательских и военных целях.
  • В-третьих, и в главных, им не было замены.

Самолет успешно применялся в северных регионах страны для разведок дрейфа льдов. Участвовал в сопровождении атомного ледокола «Арктика» на Северный полюс, сопровождал к Северному полюсу исследовательскую лыжную экспедицию. Побывал на обоих полюсах планеты, исследования которых были выполнены с его помощью.

Равноценной замены этому самолету в северных районах страны нет до сегодняшнего времени. Неприхотливый, способный на взлет и посадку с небольших ледовых площадок, он безотказно выполнял возложенные на него функции, несмотря на 70-градусные морозы, разреженный воздух или другие сложные метеоусловия. Также Ил-14 широко использовался в геологии и картографии при аэросъемках местности.

Помимо мирного применения, Ил-14 участвовали в 6-дневной войне между Израилем и Египтом. В боевых действиях «илы» понесли потери, были сбиты две машины и еще три уничтожены на аэродроме. Самолет строился по лицензии также в ГДР и Чехословакии. Фото Ил-14 вы можете видеть ниже.

Дальность полета

Заключение

Авиалайнеры Ил-14 внесли большой вклад в развитие гражданского воздушного флота СССР. Они славно служили Аэрофлоту до начала 1990-х годов. С появлением Ил-14 отечественная авиация страны получила импульс к дальнейшему развитию и переходу ее на новый уровень технической оснащенности и эксплуатационной культуры. Применение Ил-14 перевело пассажирское авиасообщение в разряд доступных видов транспортных средств сообщения. Благодаря своим качествам самолет «пережил» на службе стране некоторые реактивные лайнеры.

К сегодняшнему времени в РФ сохранились только три машины Ил-14, пригодные к полетам. Все они восстановлены силами и на средства энтузиастов. Общее количество построенных авиамашин Ил-14 составляло 1348 экземпляров, из них в СССР изготовлено 1065 единиц, в Чехословакии– 203 единицы, и в ГДР – 80 единиц. Вот такая интересная история.

Добавить комментарий

5 − три =