Яковлев Як-17

В феврале 1946 года правительство поручило конструкторскому бюро Яковлева разработать новый реактивный истребитель. Причем по сравнению с Як-15 нужно было увеличить скорость до 850 км/ ч, и дальность полёта до 700 км. Самолёт получил название Як-17. Разработчики конструкторского бюро Яковлева решили оставить компоновку такую же, как у Як-15, но увеличение скорости добиться за счёт замены крыла на более тонкое, чтобы у него было меньше аэродинамическое сопротивление.

История разработки истребителя

Поскольку у Як-15 была достаточно простая конструкция, но не слишком мощный двигатель РД-10, то рекомендовали его переоборудовать в учебно-тренировочный самолет. На основе этих пожеланий стали разрабатывать 1-местный Як-15 и 2-х местный Як-21Т, которые позже, после постановки на баланс вооруженных сил, назвали Як-17 и Як-17УТИ.

Самолет Як-17

Самолет Як-17 разрабатывали из серийного Як-15, внеся некоторые изменения в конструкцию:

  • увеличена кабина летчика;
  • поставлена новая схема шасси;
  • заменен фонарь на новый, у которого был получше обзор;
  • поменялась форма оперения;
  • установлены баки с топливом  на конце крыла.

Из вооружения на самолете оставили 2 пушки НС-23 со 105 патронами, а также был установлен фотокинопулемёт ПАУ-22 и прицеп АСП-1. Самолет был готов к июню месяцу 1947 года, тогда же был выполнен первый полет и начались заводские испытания, которые продлились до середины августа. После этого машина проходила Госиспытания, которые закончились в ноябре месяце.

Результатом испытаний предписывалось проведение некоторых доработок машины, но в целом они признаны удовлетворительными. Доработки самолета производились до марта месяца, а затем вновь последовали Госиспытания, по окончанию которых его отправили в серийное производство на грузинском заводе № 31.

Двухместный самолет Як-21Т был изготовлен в апреле 1947 года, он был сделан без оружия. Испытания его прошли спустя месяц по объективным причинам, они продлись 2 недели. Госиспытания продолжались до августа месяца, которые показали, что самолет не соответствует техническому заданию и по параметрам не дотягивает до заданных. Однако его все равно решили отправить в серию, поскольку нужна была учебно-тренировочная летная машина, он получил обозначение Як-17УТИ.

Всего было выпущено 430 машин Як-17 и Як-17УТИ.

Использование самолета

Начиная с 1948 года самолеты Як-17 стали поступать на вооружение, некоторые авиаполки были полностью укомплектованы только этими машинами, а в некоторых они дополняли парк авиамашин. Самолет имел много преимуществ в части управления, для него не нужна была длинная впп для взлета, он имел низкую скорость при посадке, хороший обзор из кабины пилота. Но некоторые из недостатков, такие как, не очень большая дальность полета и слабые двигатели РД-10, малый ресурс не позволяли его использовать в строю, но для изучения реактивной техники и освоения ее пилотами он вполне годился. Это был переходной истребитель, который использовался, пока шла замена поршневых моторов реактивными.

Самолет Як-17 эксплуатировался недолго, вскоре появились Миг-15 и стали их заменять.

В 1952 году Як-17 уже были полностью сняты с баланса авиаполков, их передавали страны Восточной Европы и в Китай, где они тоже эксплуатировались в качестве «переходного самолета». В Польше начали выпускать двигатель РД-10А с несколько лучшими характеристиками, которые имели ресурс 50 часов. В польских войсках модификация самолета обозначалась Як-17В. Но, не смотря на то, что машины комплектовались моторами РД-10А,часто происходили такие поломки:

  • внезапный отказ мотора;
  • пожар,
  • прогар лопастей помпаж.
Читайте также:   Истребитель МиГ-21: технические характеристики, история

По этим причинам машины больше 5 лет нигде, ни в какой стране не использовались. Сейчас самолеты можно увидеть в Монино, а также в музеях в Чехии, Польши, Китая. Сохранились экземпляры как Як-17, так и Як-17УТИ. Свой последний полет машина совершила в Польше в 1960 году ( модификация Як-17В). Фото Як-17 УТИ вы можете видеть ниже.

Як 17

Тактико-технические характеристики

Сравнить технические и летные характеристики обоих моделей самолетов вы можете в таблице ниже.

Характеристики

Добавить комментарий

тринадцать − семь =