Лайнер Ан-8

Самолет Ан-8, код НАТО «Лагерь» — военно-транспортный лайнер Советского Союза, созданный в пятидесятых годах в конструкторском бюро имени Антонова. Он использовался для перевозки пострадавших, грузов, десанта, а также различной военной техники.

История

В 50-х годах стало понятно, что в военной авиации страны нужен огромный грузовой лайнер, который в состоянии набрать высоту в неподходящих условиях, с гигантским грузом, лететь долгие часы даже после отказа одного из двигателей. Так началась разработка 2-х-моторного лайнера Ан-8, за которую взялось конструкторское бюро им. Антонова в начале 1954 г. Проектировался лайнер в двух модификациях — гражданской и военной. За проект отвечал ведущий конструктор А. Я. Белолипецкий, а к работе были подключены специалисты из разных ведущих КБ, в том числе Р.Л. Бартини, который разработал полностью пол грузового отсека. Через три месяца после начала работы к проекту подключились выпускники Харьковского авиационного института.

Фото Ан-8

Сложность при разработке макета также вызвала хвостовая часть с огромным грузовым люком. По этой причине Е.А. Шахатуни взял на себя руководство в точном расчете прочности и конструкции модели, которая была изготовлена в масштабе 1 к 10 вплоть до заклепок.

Испытание прошло удачно, и для подобных вопросов стали предварительно строить такие же модели, в том числе в масштабе 1 к 5 с динамическими грузами. Только после испытаний, когда все было досконально проверено, приступили к моделированию лайнера. Проектирование длилось год, а сам самолет удалось построить за полтора года.

Предположительно хотели поставить двигатели TB-2Ф, но, посовещавшись, решили остановить выбор на TB-2T. Военная модификация проектировалась быстрее и проще, а гражданский проект в июле 1954 г. вообще заморозили, занявшись проектом Ан-10, в котором решалась задача с доставкой груза.

В конце осени 1954 г. было представлено два макета самолета с разницей в силовой установке, один был с турбовинтовыми TB-2T, второй с турбореактивными AЛ-7. В конце 1955 года на авиазаводе г. Киева был собран первый прототип лайнера, протестированный командиром Я.И. Верниковым и вторым пилотом В.П. Васиным, после чего был представлен в Тушино на авиапараде, вместе с первым реактивным гражданским гигантом Ту-104.

Государственные испытания прошли осенью 1956 г., помимо ряда не удовлетворяющих требования показателей, была выявлена нехватка тяги на большой высоте. Поэтому поступило предложение заменить двигатели на AИ-20 с доработкой, чтобы СУ тянули 5180 л\с. Этим занялся советский инженер-конструктор Александр Григорьевич Ивченко. 21 ноября 1957 г. завершились заводские испытания с новой силовой установкой AИ-20Д, в новой доработке интерцепторов, киля, фюзеляжа и увеличенного размаха крыла.

Серийное производство лайнера началось в конце 1957 г. на авиационном заводе Ташкента. В конце лета 1958 г. закончились все испытания серийного Ан-8, и его сразу приняли в ВВС СССР.

За четыре года было выпущено 151 машин и эксплуатировались до 1970 г. Во время эксплуатации были списаны восемь десятков самолетов, а остальные — отданы в различные госучреждения, министерства и т. п.

Читайте также:   Туполев Ту-344

В 1997 г. в авиапарке российских компаний осталось всего 5 самолетов, но летали они только над Ближним Востоком, так как над РФ их использование уже запретили. В 2004 г. в конструкторском бюро им. Антонова отказались нести ответственность за Ан-4 в случае продолжения их эксплуатирования. Это не остановило авиакомпании, и они продолжили совершать коммерческие рейсы в Африке, до тех пор, пока в январе 2005 г. в демократической республике Конго один такой лайнер не потерпел крушение.

За время эксплуатации было потеряно 27 лайнеров Ан-8.

Самолет Ан-8

Техническое описание

Свободнонесущий цельнометаллический высокоплан, где внешняя оболочка фюзеляжа имеет пространственную конструкцию усиленного монокока, с нагрузкой на несущей конструкции и на силовом каркасе.

Двухлонжерное трапецевидное крыло, имеет двухщелевые закрылки и двухсекционные рули крена. На крыле расположены двадцать топливных баков с автоматической системой нейтрализации газа и расхода горючего. Емкость баков на 13 тонн. Имеется противопожарная система, представленная в виде восьмилитровых баллонов и трубопроводов.

Трехопорное шасси находится в фюзеляже. Благодаря пилотажно-навигационной системе, радиооборудованный самолет может взлетать и садится с грунтовых взлетно-посадочных полос, в разное время суток с разными метеоусловиями, в том числе с автопилота.

Имеется кислородное оборудование для комфортного полета экипажа в любых условиях. В лайнере встроены три противообледенительные системы:

  • Электротепловая — обогревает стабилизатор, перед киля, стекло фонаря кабины пилотов и ПВД.
  • Воздушно-тепловая система направлена на обогрев крыла, воздухозаборника силовой установки, туннель маслорадиаторов и фонарей кабин.
  • Жидкостная система.

СУ представлена в виде двух турбовинтовых двигателей AИ-20Д с 4-хлопастными винтами AB-68Д, которые позволяют лобовое сопротивление свести к минимуму. Кабина пилота герметизирована, а ее борт и пол бронированы, броня составляет 8mm, кресла (спинки) в кабине летчиков бронированы на 16 mm, а бронезаголовники на 25 mm. В хвосте имеется грузовой люк с лебедкой БЛ-52 для техники, которая своим ходом не поднимется, и съемный транспортер П-95T для выброса техники во время полета. Фото самолета Ан-8 представлено ниже.

Читайте также:   Самолет Як-42: фото, характеристики

Фото Ан-8

Вооружение

На борту имеются десять осветительных бомб, 2 пушки AM-23, дистанционная система управления кормовой башней, на которой эти пушки находятся, и прицельный блок. Оборудование для десанта и перевозки транспорта, грузов и техники находится в грузовом отсеке, есть грузовой трап. Погрузка техники происходит за счет тросовой системы, а погрузка транспорта производится самостоятельно, заезд по трапу.

На лайнере имеются камеры для съемок с воздуха в ночное и дневное время.

Лайнер Ан-8

Модификации Ан-8

  • Aн-8 «H» — гражданский самолет с комфортабельными условиями для перевозки 46 пассажиров, в котором имеются два салона и спальные купе. И обычный самолет без купе для 57 пассажиров. Проект остановлен на этапе изготовления макета.
  • Aн-8M — противолодочный самолет, покрытый антикоррозийной краской с бомбовыми люками. Системы, установленные на лайнере, позволяют находить подводные цели, следить за ними и наносить удар. Проект реализован не был.
  • Aн-8Ш — создание этого лайнера было с целью обучения штурманов и пилотов в авиаучилищах. В проекте кабины должно было располагаться восемнадцать дополнительных мест, 16 — для учеников и 2 — для инструкторов. В середине лета 1960 г. эскиз был готов, но проект не получил продолжения.
  • Aн-8ПC — поисковый лайнер для людей, самолетов и судов в открытом море. Удобен для транспортировки пострадавших, перевоза медикаментов, продуктов, плавательных средств и парашютного десанта. Проект был заморожен летом 58 г., и в конце того же лета получил новую жизнь, но уже за основу был взял Aн-12, и переименован в Aн-12ПC.
  • Aн-8T — топливовоз. Лайнер, который может перевозить разные горючие, окислители и авто-, авиатопливо массой до 11 тонн. В 1959 г. один самолет был переоборудован в топливовоз, но возник ряд вопросов по безопасности и проект не был завершен.
  • Aн-8РУ — имел два пороховых ускорителя CПPД-159. В 1963 г. один лайнер переоборудовали в PУ, произошла авария, пилоты погибли, работы по проекту закрыли.

Характеристики

  • Первый полет состоялся в 1956г;
  • Экипаж — 5 человек;
  • Практический потолок 9,6 км;
  • Max скорость 520 км\ч;
  • Длина 30,744 метра;
  • Высота 10,045 метров;
  • Размах крыла 37 метров;
  • Силовая установка — 2 шт. AИ-20Д;
  • Мощность 10360 л\с;
  • Дальность полета с max нагрузкой 850 км.

Добавить комментарий

15 + пятнадцать =