Як-58: технические характеристики

Необычные самолеты в воздушном пространстве появляются не так часто. За всю историю советского аэрофлота было создано, пожалуй, несколько машин, которые поражали оригинальностью конструкции. Первый необычный самолет появился перед публикой еще в 1945 году. Его в экспериментальных целях сконструировали А. Микоян и М. Гуревич, специально для исследования аэродинамических качеств летательных аппаратов (ЛА). Ему присвоено было имя Миг-8, но в историю он вошел и запомнился авиаторам как «Утка». Еще один необычный самолет появился в небе страны совсем недавно, в 1994 году, и принадлежал конструкторскому бюро им. А.С.Яковлева

Особенности исполнения

Самолет Як-58 отличается от других машин своей необычной конструкцией. Он был сконструирован по двухбалочной схеме, почти не применяемой в российском авиастроении. За рубежом двухбалочная схема имеет применение, по ней, в частности, создаются самолеты на фирмах «Бичкрафт» и «Муни».

В СССР были единицы машин, выполненные по этой схеме – можно назвать разведчика Су-12 (1947 г.) и высотный самолет специального назначения М-17 «Стратосфера»(1978 г.). И вот, в 1994 году эта схема была применена при постройке Як-58. Самолет привлекал к себе внимание оригинальностью исполнения, изящной формой конструкции, продуманностью кабины-гондолы (фото Як-58 приведено ниже). Яковлев 58 Фюзеляж – полумонокок, цельнометаллический, из легких алюминиевых сплавов (небольшой вес машины), с работающей обшивкой, с обязательными стрингерами и лонжеронами. Оперение — двухкилевое, с рулями направления, кили выполнены одним целым с хвостовыми балками; двухкилевое вертикальное оперение повышает устойчивость горизонтального оперения, а также всего аппарата; оперение имеет П-образную схему.

Двигатель – с толкающим винтом, расположен в хвосте, в результате увеличилось место в салоне и улучшился обзор пилотам. Стабилизатор — цельнометаллический, расположен высоко, прямоугольной формы. Крыло – низкорасположенное, цельнометаллическое, разъемное; двухлонжеронное, с топливными баками объемом 250 л, изготовлено из композиционных материалов (стеклопластик). Кабина по типу гондолы – 6-местная, не герметичная, вентилируемая забортным воздухом, с двумя дверями, пассажирской и грузовой.

Грузовая дверь сдвигается при сбрасывании грузов, при аварийном покидании самолета двери отделяются от корпуса и сбрасываются. Кабина застеклена оргстеклом, в ней размещены кресло пилота, 4 пассажирских кресла и 2-местный диван, за которым расположен грузовой отсек. В грузовой версии самолета вместо кресел для пассажиров устанавливаются грузовые контейнеры, либо груз просто складывается на пол и прикрепляется к нему.

В санитарном варианте самолет может вместить спецносилки с больным и сопровождающим врачом. Управление – ручное, без-бустерное; для обучающего варианта предусмотрена возможность установки дополнительного управления. Шасси — убирающееся в полете, переднее колесо самоориентирующееся, пневматическая система пониженного давления (50 кгс/кв.см) обеспечивает запуск двигателя, управляет тормозными колесами и шасси, также обеспечивает использование машины на земляных ВПП. Ниже в таблице приведены тактико-технические характеристики машины. Технические характеристики

 Разработка Як-58 осуществлялась ведущим инженером В. Барановым, под непосредственным руководством гл.конструктора Д. Драча и зам. руководителя проекта Ю. Янкевича.

История создания

Самолет Як-58 было решено создать после изучения спроса на авиаперевозки в стране. Проведенный маркетинг, по инициативе КБ им А.С.Яковлева, показал, что более всего востребованы самолеты бизнес-класса, небольшие, на 6-10 пассажирских мест и небольшой дальности перелета, не дальше 1000 км.

Читайте также:   Яковлев Як-12

После более глубокого анализа проблемы, пришли к выводу, что для решения проблемы необходимо построить машины двух типов: для расстояний до 1000 км и 4-6 пассажирских мест мог использоваться поршневой самолет, а на расстояния в 4000-5000 км необходимо построить реактивный. После изучения вопроса в ОКБ приступили к разработке таких самолетов. В 1992 г. был построен поршневой 4-местный самолет Як-112. В 1994 г. был построен 6-местный самолет Як-58. Самолет Як-58 Работы по разработке агрегатов и сборке машин начали проводиться еще в 1992 году на Тбилисском авиазаводе (ТАГО). С развалом союза проект постигла участь многих, он был приостановлен из-за отсутствия финансирования. Однако в дальнейшем работы по проекту были возобновлены, но с участием иностранных компаний совместно с российскими. В результате совместной деятельности компаний была разработана и утверждена программа НИОКР.

Согласно программе предусматривалось построение самолета и его сертификация типа в реестре Международного Авиационного Комитета (МАК) к 2005г. с дальнейшим выходом на зарубежные рынки. В рамках программы по завершении научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР) самолета в ближайшем будущем предполагалось переоснащение Як-58 немецким двигателем RED.

Области применения самолета

Простота переоборудования машины в другую модификацию и рентабельность эксплуатации позволяют применять его в различных направлениях, от деловых полетов до коммерческих. Самолет сразу планировался как многоцелевой. На него возлагалось:

  • Доставка небольших грузов и деловой документации.
  • Патрулирование окружающей территории.
  • Контроль за состоянием окружающей территории — линиями коммуникаций и газонефтепроводами, полями, лесами;
  • Разведка над водоемами для определения миграции рыбных скоплений;
  • Экологические исследования природной среды.
  • Геологическая разведка и поиск месторождений полезных ископаемых;
  • Для связи с труднодоступными регионами и доставки почты;.
  • Как пассажирский самолет для перелетов на расстояние до тысячи км.
  • В качестве учебной машины для обучения летчиков.

Самолет надежен и прост в эксплуатации, доступен для управления звену средней квалификации. Трехопорное шасси и небольшой пробег при взлете-посадке позволяют использовать его на необорудованных взлетных площадках, что расширяет область применения машины вплоть до труднодоступных районов.

Самолет Як-58
Служебный самолет Як-58

Модификации самолета

На базовой модели Як-58 было разработано несколько модификаций машин. Вначале выпущен в жизнь вариант аэротакси для перевозки пяти пассажиров. Следующей версией самолета стала грузовая для доставки грузов весом не более 600 кг. Позже был разработан санитарный вариант для экстренной транспортировки больного с сопровождающим лицом. Был разработан вариант машины повышенной комфортности для перевозки не более четырех пассажиров. Также был разработан вариант для применения в сельскохозяйственных отраслях:

  • Як-58АТ — вариант аэротакси.
  • Як-58М — санитарный вариант.
  • Як-58С — грузовой вариант.
  • Як-58L – вариант повышенного комфорта.
  • Як-58АС – сельскохозяйственный вариант.

На самолете установлен двигатель М-14ПТ в 360 л. с. конструктора Ивченко, успешно использующийся на многих самолетах КБ Яковлева.

Фото Як-58

Сертификация

Покупателями Як-58 должны были стать союзные республики. Большую партию машин предполагалось направить в Казахстан. Также изъявляли желание приобрести машины другие среднеазиатские республики — Киргизстан, Туркменистан и другие. Но в судьбу Як-58 вмешался распад СССР. С распадом СССР, все бывшие союзные республики, являющиеся потенциальными заказчиками самолета Як-58, оказались в статусе заграничных.

Читайте также:   Самолет-разведчик Ан-30

Для экспорта машин за границу требовалась обязательная сертификация типа с занесением в реестр МАК. Первые сертификационные испытания самолета планировалось начать в 1997 г. и закончить в начале 1998 г. Однако сроки завершения сертификации постоянно переносились. За это время самолет неоднократно модернизировался. Любая модернизация требовала новой сертификации типа, которая продолжалась не менее полтора года. А это задерживало экспорт.

В 2009 г. на Як-58 был установлен немецкий двигатель Red-А3 мощностью 490 л.с. Кроме нового двигателя, на Яковлеве 58 планировалось установить современное бортовое и приборное оборудованием, основными из которых являются комплекс пилотажно-навигационного оборудования Garmin с системой GPS и российский комплекс ГЛОНАСС с Петербургской компании «Транзас».

В связи с этим самолет подлежал очередной сертификации, которая планировалась завершиться лишь к концу 2013г. Реально сроки сертификации продлились до 2017 г. Ситуация улучшилась с созданием совместного казахско-российского предприятия «ЯК АЛАКОН» («Альянс авиационных конструкторов»). Это позволило организовать серийное производство модернизированного Як-58 непосредственно в Казахстане.

Были желающие приобрести машины и в дальнем зарубежье, Китай и Куба. Для экспорта машин в страны дальнего зарубежья планировалось сертифицировать самолет по американским и европейским нормам. Были ли осуществлены эти планы, история умалчивает.

Вместо окончания

Перефразируя высказывание, написанное А.С.Яковлевым в одной из своих книг, «технику, отвечающего эстетическим потребностям людей, может создавать лишь человек, не чуждый личных эстетических запросов». Самолет Яковлева Як-58 является очередным подтверждением этому утверждению. Он является, пожалуй, единственным в истории пассажирской авиации экземпляром, вызывающим эстетическое восхищение идеями его создателей.

Добавить комментарий

4 × 3 =