Транспортный самолет Як-6

Во время Великой Отечественной войны связь имела большое значение и чрезвычайную роль в этом отводили авиации. В первые военные годы произвели ревизию всех аэроклубов и взяли оттуда самолеты типа У-2 и Р-5, их модернизировали и решили применять для связи на войне, но они не совсем подходили для этих нужд, поскольку была малая грузоподъёмность и небольшая дальность полёта, поэтому назрела насущная необходимость в создании легкомоторного самолета.

История создания самолета

Сложность заключалась в том, что в условиях войны времени на размышления не было, и машину нужно было построить быстро, длительные исследования не включались в проект. Изобретение такого самолета поручили ОКБ имени Яковлева, поскольку они на тот момент уже имели большие наработки по созданию спортивных самолетов, которые были легкими, отличались простотой и технологичностью, также хорошей скоростью. Задание на построение транспортного самолета Як-6 поступило в мае 42 года, машина должна быть изготовлена очень быстро, поскольку дополнительного времени на длительные испытания не было в военных условиях.

Для ЯК-6 взяли типовую схему, применявшуюся в аэродинамике, в которой применили многие узлы из других самолетов. Например, из У-2 взяли силовую установку и его двигатель, а с истребителей использовали другие узлы: колеса шасси и другие агрегаты системы. Фюзеляж самолета построили из дерева, для воздушных винтов использовали сосну, хотя раньше для таких целей применялись твёрдые породы древесины. Для бензобака также использовалась фанера, хотя раньше уже применялись металлические или резиновые такие изделия.

Самолет был готов к августу 42 года и прошёл свои первые испытания. Он был изготовлен в двух модификациях, как транспортный самолёт, и как бомбардировщик. В модели транспортной машины предусматривалось размещение четырех пассажиров и до 500 кг груза.

Транспортный самолет Як-6

С середины августа 42 года по 1 сентября проводились заводские испытания, в результате которых выяснилось, что самолет вполне пригоден к эксплуатации. Его небольшие недостатки были несущественными, и первые шесть самолетов отправились на государственные испытания в Москву, которые проводились с 8 по 16 сентября.

Они, правда, уже дали менее оптимистические прогнозы. Было предписано устранить целый перечень неисправностей, к тому же, исключалась полностью возможность эксплуатировать самолет ночью, отмечалось, что машина не достаточно устойчива и нагрузка на ручку управления очень мала. На деле выяснилось, что не так просто устранить все недостатки самолета и хоть он и отправился в серию, но некоторые из недоработок так и не были устранены.

Самолет полностью соответствовал своему назначению как транспортный, санитарный, для штабной связи, так и для ночного бомбардирования на фронте.

Ночной бомбардировщик

Немного позже была готова и модель машины для ночного бомбардирования, на ней устанавливалось вооружение и другое оборудование. Самолет был оборудован радиостанцией РСИ-4 радиокомплексом РПК-10, а также на переднем крыле подвешивалось пять замков, на них укреплялось до 500 кг бомб. В средине находились бомбы весом до 250 кг, по краям бомбы по 100 кг, была также возможность выливать ядовитые вещества. В составе экипажа находились пилот и штурман, который в случае необходимости мог занять место возле пулемёта.

Читайте также:   Кукурузник Ан-2: технические характеристики

На испытаниях выяснилось, что кроме ранее выявленных недостатков у транспортной модели самолёта, появилось и множество других. Здесь нужно отметить следующее:

  • на испытаниях 2 раза ломались двигатели, из-за того, что винты из дерева, которые их держали, были очень легкие;
  • не открывался фонарь в полете;
  • нельзя было подвешивать бомбы весом 50 кг, поэтому самолет не мог считаться легким бомбардировщиком;
  • не обеспечивалась оборона от атак противника со стороны хвоста самолета.

Предписывалось устранить недостатки к январю 1943 года и предъявить стандарт машины для серийного изготовления. По многим причинам этого не удалось сделать, и такая машина появилась лишь летом 43 года.

Транспортная модель самолета была запущена в серию еще в ноябре 1942 года, а вообще самолет выпускался на нескольких заводах, везде проводили работы по устранению недостатков. Всего было изготовлено от 370 до 380 Як-6 на заводах:

  • № 47 — 249 шт;
  • № 464 — 50 шт;
  • № 471 — 82 шт;

Машины ставились в основном на баланс ВВС, но их получали также и гражданские организации для нужд транспортирования. Серийный выпуск самолетов продолжался до конца 1943 года. Он был неприхотлив и надежен в использовании и достаточно долго эксплуатировался, поэтому он очень полюбился нашим летчикам.

Самолет Як-6
Чертеж самолета

Конструкция самолета

Самолет Як-6 представляет собой моноплан с низким расположением крыльев, и деревянным корпусом, состоящим из 3 частей: носовой, средней и хвостовой. Деревянные части корпуса соединяются накладными стальными полосками, щели закрываются специальной лентой из материи.

Передняя и средняя часть корпуса самолета выполнены в виде деревянного реечного каркаса из сосны и обшитого фанерой, задняя часть самолета изготовлена с матерчатой обшивкой. Крыло сделано несъемным, но для удобства его транспортировки всё-таки небольшие его концы отсоединялись. Крыло было типично для самолета Як-6 того времени, но в этой машине оно имело немного большую толщину, что определяло его хорошие несущие свойства и лучшую технику пилотажа самолетом.

Читайте также:   Ил-96-400: фото салона, кабины, схема

В центроплане находятся бензобаки, а в его хвосте — деревянный посадочный щиток. Элероны щелевого типа из дерева с матерчатой обшивкой. Хвостовое оперение из дерева с матерчатой обшивкой, рули управления оснащены триммерами.

Шасси изготовлено трехопорным, с колесом хвосте. В первых вариантах самолета конструкция была убирающаяся с ручным приводом. Первые испытания самолета показали, что делать убирающееся шасси нет смысла, поскольку с выпущенными шасси потери скорости самолета небольшая, всего лишь 20 км/ ч. Поскольку неубирающиеся шасси значительно надежней, поэтому его стойку установили жестко, изготовив из металлических труб.

Руление самолета осуществлялось с помощью тросового привода, между местами пилотов находился спецмеханизм, с помощью которого выдвигался и прятался посадочный щиток. Силовая установка была сделана из двух двигателей М-11Ф мощностью 140 л. с. с деревянными винтами. Подобные силовые установки имели практически все легкомоторные самолёты того времени. Для удешевления самолёта Як-2 взяли и силовую установку с машины УТ-2, а бензобаки изготавливались из фанеры, для герметичности они проклеивались изнутри специальным клеем ВИАМ-Б-3.

Окраска самолета позволяло ему маскироваться, она была трехцветная внизу был светло-голубой цвет, звёзды были красные. Зимой самолёт красили белой краской, но оставались не закрашенными опознавательные знаки и надписи. А вот бортовые надписи помогали механику быстрее подготовить машину к полету. Иногда самолёт окрашивание в серебристый цвет. Ниже представлено фото самолета в белом окрасе.

Фото

Технические характеристики

Для того чтобы можно было лучше представить возможности легкомоторного самолета ниже представлены летно-технические характеристики. Обязательно ознакомьтесь с ними.

Характеристики

Добавить комментарий