Бомбардировщик Т-4 «сотка»

Если рассматривать быстроту и маневренность военно-воздушной техники, то принято считать, что бомбардировщик ни в коем разе не может обогнать по данным параметрам любую модель истребителя. На самом деле это суждение не совсем верное, ведь конструкторам удалось создать в далеких 60-х годах прошлого столетия совершенно новую модель бомбардировщика.

самолет Т-4 "сотка"
Самолет Т-4 «сотка»

История создания модели

Самолет Т-4 «сотка», именно так была названа сверхзвуковая модель военно-воздушной техники, мог без проблем обогнать звук, причем в 3 раза. В засекреченной документации, учитывая приличные весовые характеристики, техника называлась «Изделие 100» или «Сотка».

По решению действующего правительства СССР бомбардировщик Т-4 «сотка» не был представлен на обозрение мировой общественности, то есть новую модель просто скрывали от посторонних глаз. Разработка и сборка воздушного транспорта осуществлялась в «Жуковском», однако проекту был присвоен особый статус секретности.

Такая засекреченность в первую очередь объясняется тем, что в производстве новой модели задействовались инновационные по тем меркам технологии. В настоящее время единственный экземпляр самолета выставлен для обозрения в Музее ВВС, действующем в Подмосковье (район Монино).

Просматривая фото авиалайнера Ту-144 или увидев его в реальности, несложно заметить сходство данного самолета с бомбардировщиком, причем как по параметрам конструкции, так и по внешней конфигурации. Кстати говоря, и хронология данных моделей оказалась весьма схожей как гражданский лайнер, так и военный самолет, были сняты с производства и выведены из эксплуатации довольно быстро:

  • пассажирский транспорт был выведен из строя после 2-х страшных авиакатастроф, происшедших в начале 1973 года и в конце 1978 года;
  • «сотку» было решено снять с производства и отправить на переплавку в начале 1974 года, после того как бомбардировщик выполнил всего лишь 10 испытательных полетов.

Рассматриваемые модели воздушных суден не стали серийными, несмотря на то, что на их разработку были потрачены неимоверные суммы денежных средств, из-за технических недоработок, которые, к сожалению, допустили советские инженеры-конструкторы.

Конструкторы должны были создать военный самолет, максимальная скорость которого не должна была быть меньше 3 тыс. км/ч, а взлетная масса транспорта должна была быть не менее 100 тонн. При этом дальность полета новой модели должна была приравниваться к 6 тысячам км.

Собранная военная техника должна была не только справляться с вражеским врагом в небесном пространстве, но и уничтожать вражеские морские суда, а также разведывать местность и наносить ракетный удар по наземным целям.

Читайте также:   Самолет Ан-3: технические характеристики

бомбардировщик Т-4 "сотка"

Интересные подробности

В процессе создания военной летательной машины инженерам приходилось решать огромное количество задач. Ведь чтобы тяжелая техника смогла развить сверхзвуковую скорость, для сборки ее конструкции нужно было использовать жаропрочный качественный и надежный материал.

Именно поэтому было решено создать самолет из титана, а некоторые элементы изготовить из специальной жаропрочной стали. Не менее важно было оснастить технику реактивным, повышенной мощности двигателем, чтобы силовая установка могла бесперебойно функционировать в разном режиме и даже в условиях разреженного воздуха.

Инженеры-конструкторы вынуждены были длительное время экспериментировать над новой моделью, внося в экспериментальную технику различные компоненты. За время подготовительных работ было рассмотрено более 40 вариантов, при которых менялись как схемы размещения силовой установки, так и форма воздухозаборников.

О возможностях самолета

Создателям машины пришлось решать проблему с выступающим фонарем в кабине пилотов. Дело в том, что именно из-за данного элемента создавалось аэродинамическое сопротивление, при развитии скорости в 3 тысячи км/ч. Вследствие этого нужная высота не набиралась, да и технические характеристики бомбардировщика в значительной степени ухудшались.

Специалисты нашли решение для такой проблемы, однако их теория привела заинтересованных лиц в мягко говоря изумление. Инженеры предложили установить перископ в кабине пилота, чтобы летчики смогли задействовать данный элемент, если во время полета из строя выйдет механизм, отвечающий за процесс отклонения носовой части.

В новой модели бомбардировщика носовая часть была создана в отклоняющемся виде. Как только высота полета «сотки» достигала 20 км и самолет развивал сверхзвуковую скорость, фонарем полностью перекрывалась носовая часть. То есть пилотам ничего другого не оставалось, как продолжать пилотировать техникой исключительно при помощи приборов. Разумеется, на такой высоте и так практически ничего не видно, но с психологической точки зрения, принять факт того, что пилотировать приходится как говорится вслепую, летчикам было очень тяжело.

Читайте также:   Антонов Ан-38

Окончательная сборка первой модели была завершена в начале 70-х годов прошлого столетия. Первый испытательный полет прошел без единого инцидента. Пилоты отзывались о бомбардировщике исключительно с положительной точки зрения, особо отмечая отличный обзор, благодаря опущенной носовой части.

изделие 100

Технические особенности

Технические характеристики Т-4 «сотка»:

  • вес пустого самолета – 55600 кг;
  • максимальная скорость – 3200 км/ч;
  • дальность полета – 7 тыс. км;
  • вооружение предусматривает наличие 2-х ракет типа Х-45.

Бомбардировщиком управляли 2 военных пилота.

Как ранее мы уже отметили, «сотка» не была одобрена для серийного производства. Среди причин были отмечены не только недочеты, но и весьма затратное производство. Ведь как удалось подсчитать, на производство бомбардировщика, с учетом всех новшеств пришлось затратить такую массу золота, сколько весит сам самолет.

Стоимость в рублях первой модели обошлась примерно в 1.3 миллиарда, по тем временам просто колоссальная сумма. Кроме этого, для дальнейших построек военных бомбардировщиков, к сожалению, не удалось найти производства подходящей мощности, так как компания «Сухой» занялась разработкой военного истребителя модели Су-27.

Несмотря на то что денег было вложено в разработку «Сотки» предостаточно, затраты смогли оправдать себя при разработке новых моделей самолетов, конструкция которых состояла из титанового и стального основания. Именно идеи, которые конструкторы воплотили в бомбардировщик Т-4 «сотка» помогли в дальнейшем российским специалистам в сфере авиастроения создать всемирно известные военно-воздушные суда, к примеру, Су-24 или Су-27.

Добавить комментарий

13 − три =