Самолет Як-3: фото, характеристики

Благодаря поставкам дюралюминия СССР смог приступить к разработке нового истребителя, чтобы закрепить своё превосходство в воздухе. Это помогла эвакуация аэродинамических труб ЦАГИ в тыл. За базу новой разработки был взят доведенный и отработанный в реальных боях в боевой обстановке Як-1.

Переработка фюзеляжа самолёта-прототипа

Конструктора пересмотрели тщательно всю конструкцию прототипа. Тяжёлые деревянные детали заменили на лёгкие дюралюминиевые, особенно это касается лонжеронов крыльев и хвостового оперения. Поскольку увеличивалась мощность двигателя, и, соответственно, скорость полёта, можно было уменьшить площадь и размах крыла. Были скорректированы чертежи Як-3. Расчёты показали, что нужно уменьшить размах крыла на метр, а площадь крыла, в итоге, уменьшилась на 2,3 кв. м. Пересмотру подверглись все детали самолёта. В результате вес уменьшился до 2600 кг, что на более чем 200 кг меньше по сравнению с серийным Як-1.

Аэродинамика фюзеляжа и крыла была улучшена за счёт «вылизывания» каждого шва после сборки. Полотно убрали совсем из обшивки, заменили полированной фанерой. Забор воздуха для маслорадиатора до предела подняли под двигателями. Даже маленькое колесо в хвосте сделали убирающимся. Ниже представлено фото Як-3.

истребитель Як-3

Новый мотор

Первый самолёт с мотором М- 105ПФ, получил название Як-М («Москит»), был изготовлен в начале 1943 г., до осени проходил заводские и госиспытания. Он смог достичь скорость на 40 км в час больше, чем серийный Як-1. Поэтому сделали второй экземпляр с новым мотором М-105ПФ-2. У него была мощность больше на 110 л. с.

Одновременно маслорадиатор сделали с большей площадью охлаждения. Исключение туннеля маслорадиатора под двигателем позволило уменьшить поперечное сечение капота двигателя. Улучшилась аэродинамика кабины Як-3. Мероприятия по аэродинамическому улучшению самолета достигли успеха благодаря уменьшению толщины и площади сечения крыла. Вместе с этим был ещё раз проведен анализ веса деталей, и при большей мощности мотора новый истребитель Як-3 получил большую скорость и прекрасные показатели приёмистости, особенно при подъёме.

Читайте также:   Туполев Ту-136

По результатам госиспытаний новая модель истребителя превысила параметры серийного Як-1 на 50-60 км в час. Время подъёма на высоту сократилось почти на 1.5 мин. Таким образом, была осуществлена задумка «лёгкого истребителя». Скороподъемность Як-3 до высоты 6000 м новая машина опередила всех среди серийных истребителей на то время.

Стало очевидно, что новый самолёт займет место Яка-1. Он был так же прост в управлении, как и прототип. Поэтому его освоение боевыми пилотами, летавшими на Як-1, не составило труда.

 

Серийное изготовление Як-3 началось на двух заводах-дублёрах. Первый советский истребитель, самолет Як-3 поступил на фронт всего через 5 месяцев после окончания госиспытаний. Новый Як-3 позволил нашим пилотам диктовать условия боя. Более тяжёлые немецкий Bf-109 и FW-190 проигрывали в манёвренности, в скорости набора высоты. После нескольких горизонтальных виражей Як-3 позволял поражать противника огнём.

Фашисты разослали авиачастям директиву не вступать в бой на высотах менее 5 км с истребителями «Як», которые не имели воздухозаборника. Як-3 в итоге оказался одним из наиболее лёгких и манёвренных самолетов Второй мировой войны. Уже после войны он продолжал выпускаться до массового появления реактивных самолётов.

Но за это короткое время было выпущено много различных модификаций. Всего заводы выпустили около 5 тысяч Як-3. Даже для выпуска 1 серийного реактивного самолёта Як-15 использовался с небольшими модификациями его планер. Благодаря знакомой кабине, пилоты осваивали новую технику без особой сложности.

самолет Як-3

Строение конструкции

Каркас Як-3 сделан так же как у Як-1 – трубы из стали, изготовленные методом сварки. Панели из дюралюминия легко снимались, позволяя добраться к начинке самолёта. Полый внутри винт позволил расположить пушку по центру двигателя. Для каждого цилиндра была сделана отдельная выхлопная труба.

Обтекаемая цельная передняя часть кабины улучшила аэродинамику. Подвижная часть кабины с помощью механизма аварийного сбрасывания позволяла быстро покинуть самолёт при необходимости. Кресло пилота получило бронеспинку. Все колёса в сложенном виде после взлёта закрывались щитками для улучшения обтекания. Для уменьшения лобового сопротивления водорадиатор максимально был утоплен в фюзеляж и крыло.

Читайте также:   Ан-124 Руслан: грузоподъемность и другие характеристики

Крыло осталось неразъёмной конструкции с фанерной обшивкой, на которую приходилась основная нагрузка на крыло. Бензобаки в крыльях были протектированы, то есть после дырки от пули или от осколка снаряда, топливо не вытекало и не воспламенялось. На крыльях дополнительно были установлены посадочные щитки для укорочения посадочного пробега. Чтобы пилот видел, выпущены шасси или нет, сверху на крыльях находились специальные штыри – «солдатики», сигнализировавшие о выпуске шасси.

 фото Як-3

Какие были модификации Як-3?

Серийная: ставилась пушка ШВАК и пулемет УБС синхронного типа. Облегченная – ставилась только пушка. Затем, в последний год войны: пушка и два сдвоенных пулемёта. Модификация ВК-107А с более мощным двигателем 1650 л. с. Скорость до 720 км в час. Модификация ВК-108 с мотором М-108 (1800 л. с.). Скорость до 745 км в час. Як-3РД – опытный самолёт с ЖРД типа РД-1. Однако из-за многочисленных аварий при испытаниях, опыты прекратили.

Як-3У –опытный, имел мотор АШ-82ФН (1850 л.с). Испытатели оценили самолёт, как удачную разработку, однако до производства дело не дошло. Так как война закончилась, и стало ясно, что поршневые двигатели уступят место реактивным движкам.

Управление было дублированным. Обшивка фюзеляжа фанерная, а по бортам вообще полотном, для удешевления. Вооружение: один пулемет УБС (100 патронов) и около 100 кг бомб на 2 механических держателях. Серийно не выпускался, впоследствии стал основой для Як-11.

Была ещё модель Як-3П — он имел три пушки Б-20 конструкции М. Е. Березина. Преимущество этого Як-3 по многим параметрам было ошеломительным для противника. Благодаря схожести с Як-1, Як-3 первое время вводил противника в заблуждение.

Самолёт очень понравился нашим пилотам. Как тогда говорили, «хорошо ходил за газом», т.е. отличался большей приёмистостью, быстрее набирал скорость. Оценили новый самолёт и французские летчики полка Нормандия-Неман.

Летно-технические характеристики

Для того чтобы лучше понимать возможности военной машины Як-3, ниже представлены его технические характеристики. Советуем с ними ознакомиться.

чертежи Як-3

Добавить комментарий