Штурмовик Ил-16

«Нет предела совершенству». Успехи штурмовика Ил-10, его отличные летные качества и способность в качестве истребителя противостоять в воздушных боях самолетам противника, послужили основанием для дальнейшего усовершенствования самолета, создания на его базе еще более маневренной и скоростной машины. Улучшение этих характеристик самолета повышало его боевую эффективность, а фронт по-прежнему испытывал потребность в хороших боевых машинах. В связи с этим в 1944 году, почти сразу после окончания государственных испытаний по Ил-10, конструкторское бюро С.В.Ильюшина приступило к работам над проектом нового штурмовика, получившего обозначение Ил-16.

История создания и завершения

По замыслу конструкторов новый самолет Ил-16 должен превзойти своего предшественника по скорости и малому весу. Добиться таких качеств предполагалось за счет измененной бронезащиты.

При сохранении той же схемы бронирования, что и на Ил-10, была уменьшена толщина брони на боковых стенках капота двигателя и кабин экипажа. Одновременно были увеличены размеры небронированной части бронекорпуса. Эти изменения позволили снизить массу машины, и соответственно увеличить скорость. Улучшили также прочностные параметры конструкции, благодаря чему Ил-16 мог выполнять сложные пилотажные фигуры, что являлось важным качеством при ведении воздушных боев для штурмовика-истребителя.

Штурмовик Ил-16

Особенностью нового штурмовика был двигатель новой модели М-43НВ конструктора А.А. Микулина мощностью на взлете 2300 л.с. и жидкостным охлаждением. Самолет сразу проектировался под него. Мощный двигатель в совокупности с меньшим весом и размерами машины должен был обеспечить высокие летно-технические качества машины. Согласно расчетам штурмовик на высоте 5 тыс. м должен иметь максимальную скорость не ниже 625 км/час, а у земли – не меньше 560 км/час, время набора высоты 5 тыс. м не должно превышать 6,5 мин, а дальность полета со скоростью 375 км/час должна составлять 800 км.

Разработка нового штурмовика продвигалась в ускоренном темпе, а идентичность схем конструкций и составляющих компонентов обеих машин давала надежду на их быстрый запуск в серийное производство. К началу 1945г. был построен опытный экземпляр самолета Ил-16. В том же году летчик-испытатель В. К. Коккинаки впервые поднял его в небо.

Первый полет показал, что самолёту требуются многочисленные доработки. Короткая хвостовая часть в сочетании с мощным двигателем вызывали состояние продольной неустойчивости машины в полете. Для устранения проблемы увеличили вертикальное оперение и удлинили более чем на полметра хвостовую часть корпуса. После доработок самолет стал более устойчивым и управляемым, способным выполнять пилотажные фигуры и развивать скорость за 570 км/час.

Читайте также:   Бомбардировщик Ту-160 "Белый лебедь" стратегического назначения

Однако летные испытания Ил-16 затянулись из-за постоянно возникающих неполадок в двигателе М-43НВ. Довести двигатель М-43НВ к необходимым характеристикам и в установленные сроки так и не смогли. Кроме того, стало очевидным, что на фронт штурмовик уже не успевает, и летом 1946 г. работы над проектом Ил-16 были прекращены. К этому времени небо стало завоевываться реактивными самолётами, и вряд ли поршневой штурмовик смог на равных вести с ними воздушные бои.

Кроме того, анализ причин поражений летных экипажей на штурмовиках Ил-2 и Ил-10 привел к выводам, что высокая скорость для машин такого назначения не всегда являлось преимущественным качеством: большая скорость часто не позволяла самолетам выполнять точное прицеливание, а на более скоростном Ил-16 эта проблема проявилась бы острее. Технические характеристики машины приведены в таблице.

 Технические характеристики

Вооружение

Вооружение штурмовика Ил-16 не сильно изменилось даже по сравнению с Ил-2. В крыле устанавливались две пушки ВЯ-23 (конструкторы А.А.Волков и С.Я.Ярцев) или пушки НС-23 (конструкторы А. Э. Нудельман и А.С.Суранов) с боезапасом в 280 снарядов. Пушки дополнялись двумя пулемётами ШКАС калибра 7,62 мм с боезапасом на каждый по 700 снарядов. На турели бортового стрелка была установлена пушка УБ-20 калибра 20 мм (конструктор М.Е.Березин) с запасом боевых снарядов в 150 единиц и десять авиационных гранат АГ-2 бронебойно-осколочного действия.

Стандартная бомбовая загрузка составляла 200 кг, а максимальная загрузка — 400 кг. Бомбы предполагалось размещать внутри и снаружи самолета: в центроплане крыла в специально оборудованных отсеках и на внешних подвесках. Позже стандартная загрузка бомбами была увеличена до 400 кг (4 бомбы ФАБ-100)., а максимальная — до 500 кг (две бомбы ФАБ-250).

Итак, на штурмовике Ил-16 было установлено почти равноценное с Ил-10 наступательное и оборонительное вооружение, но он имел лучшие летные характеристики, а, следовательно, лучшую боевую эффективность. Это стало основанием готовить самолет к серийному производству, не дожидаясь окончания летных испытаний.

Технические характеристики

Особенности конструкции

Самолёт Ил-16 был сконструирован аналогично устройству предшественника – Ил-10. Подробнее:

  • Это был одномоторный цельнометаллический низкоплан с фюзеляжем из бронекорпуса и хвостовой части уменьшенной длины по сравнению с Ил-10.
  • Самолет имел также меньшую массу за счет снижения толщины бронеплит и увеличения площади небронированных частей фюзеляжа.
  • Устройство крыла осталось без изменений, но с меньшим размахом.
  • Основным преимуществом нового самолёта была большая скорость, обеспечиваемая новым двигателем, и лучшая маневренность, обеспечиваемая измененной геометрией корпуса.
  • Основным недостатком Ил-16 был двигатель новой модели АМ-43НВ. При всех своих достоинствах, прежде всего, большой мощности, двигатель оставался не обкатанным, как говорится, «сырым», к тому же имел низкую износостойкость, что совершенно не годилось для серийного производства.
Читайте также:   Технические характеристики самолета ЯК-40

 Фото Ил-16 приведено ниже. Оно будет особенно интересно поклонникам самолетостроения.

Самолет Ил-16

Фото Ил-16

Заключение

Все проекты конструкторского коллектива ОКБ, возглавляемого С. В. Ильюшиным, отличались конструктивностью идей и соответствовали требованиям времени и сложившейся обстановки. К сожалению, не все они завершались внедрением в жизнь. Среди проектов, не дошедших до массового производства, оказался проект Ил-16. Хотя имел все шансы встать в один ряд с прославленными героическими машинами Ил-2 и Ил-10 и может даже превзойти их успехи. Летные качества самолета (скорость и маневренность), которыми обладал Ил-16, были необыкновенно высокими для штурмовика того времени.

Такие летные качества вполне могли бы принести ему боевую славу истребителя и штурмовика в одной машине. Однако Ил-16 появился к самому окончанию войны и просто не успел совершить подвиги.Немаловажное значение имело низкое качество установленного на нем двигателя. Из-за многократных доработок двигателя запуск в производство Ил-16 несколько раз переносился, а после окончания войны был отменен окончательно.

Так иногда происходит, что наибольшую славу и популярность получают не самые лучшие образцы боевой техники. Так случилось и со штурмовиком Ил-16. Летающий танк Ил-2 прошёл всю войну. Более совершенный штурмовик Ил-10 поучаствовал лишь в заключительных боях. А превосходящий своих предшественников по летным качествам Ил-16 остался забытым опытным образцом. Вот такая грустная история.

Добавить комментарий

10 + семь =