Самолет Як-14

Як-14 — военный планер, использовавшийся во время Второй мировой войны для доставки грузов, вооружения, медикаментов и десантников в зону боевых действий. Разрабатывать десантные планеры в ССР начали еще в 30-е годы под руководством П. И. Гроховского, однако в то время еще не нашли им применения.

Впервые использовали десантные планеры во время войны немцы. В 1941 году, 10 мая они высадили десант возле форта Эбен-Абель и оккупировали его. Немного позже десантные планеры применялись во время войны для доставки различных грузов, медикаментов, продовольствия, оказывая неоценимую помощь вооруженным силам. В Красной Армии они применялись для снабжения необходимым партизанских отрядов. Рассмотрим, как создавался десантный планер Як-14, какие к нему предъявлялись требования и что в результате получилось.

История создания самолета

До войны опыт строительства самолетов подобного типа был у многих конструкторских бюро и некоторые уже находились на балансе вооруженных сил. Известны планеры Грибовского, Антонова, Колесникова. После войны стали заказывать разработчикам планеры совершенно нового типа, которые могли бы доставлять вместительные грузы и тяжелое вооружение, а также большее количество людей.

Як-14

В 1948 году разработку нового десантного планера на 35 мест поручили ОКБ Яковлева. К тому времени КБ В. К. Грибовского, которое имело большой опыт создания машин этого типа, уже было закрыто, и заказ попал в КБ Яковлева. В этом же году самолет был спроектирован и построен, проведены первые испытания. Самолет нуждался в некоторых доработках, которые были выполнены, и новая измененная версия появилась в 1949 году. Перед тем как представить самолет на госиспытания, выполнили такие изменения:

  1. Сделали больше чехол кабины, теперь он закрывал переднюю часть самолета.
  2. Освещение кабины пилотов стало мощнее.
  3. Регулировка швартовочными тросами стала обширней.
  4. Ручка, с помощью которой производилось управление интерцепторами, расположили ближе пульта управления.

Самолет Як-14 должен был перевозить грузы массой 3500 кг и уметь приземляться при отсутствии ВВП на снежную полосу (на лыжи). Поэтому конструкция доработанного планера, который предстал на Госиспытания, была прочнее. В августе-сентябре 1949 года прошли испытания Як-14 на государственном уровне, которые самолет выдержал и был рекомендован в серийное изготовление, однако было много замечаний. Например, требовалось повысить десантный вес самолета до 3600 кг для перевозки установки АСУ-57.

Читайте также:   Самолет Ил-14: фото, ТТХ

Вначале приступили к изготовлению пяти серийных самолетов на заводе в Ростове, одновременно проходили военные испытания машины. По их результатам требования к самолету повысились, его стали дорабатывать. Ответственным за изменения был инженер Л. Л. Селяков. Так появилась новая модификация Як-14М. Она имела усиленную конструкцию металлическим полом, лыжи для приземления планера на заснеженную площадку, а также улучшили кабину пилота. Показатели самолета на испытаниях модели были признаны удовлетворительными, и поступил заказ на 200 штук таких планеров.

Совместно с Як-14 использовался самолет-буксировщик Ил-12Д или Ил-12Т.

Из-за ограничения возможностей буксировщиков применение Як-14 в больших военных операциях было невозможным. А в целом по результатам военных испытаний самолет оценили положительно. После первого года эксплуатации поступил заказ еще на 400 планеров, к изготовлению самолетов приступил завод № 47 в Оренбурге (Чкалов). Самолет находил применение в военных частях ССР примерно до середины 50-х годов, а затем появились АН-8, Ан-12 и заменили Як-14.

Як-14

Применение Як-14, интересные сведения

В 50-х годах планеры стал применять для перевозки грузов в Арктику. Первый такой перелет был осуществлен с помощью планера Ц-25 и буксировщики Ил-12Д на Северный полюс.

Для Як-14 была подготовлена более сложная задача. В 1954 году потребовалось перебросить бульдозер на дрейфующую станцию СП-4. Для выполнения задачи было выделено 4 планера Як-12, которые были способны к перевозке крупногабаритного груза, и бульдозер в них перевозили в разборном виде частями. Особенностью таких перелетов было то, что буксировщик находился на привязи с Як-12 и перед самой посадкой отцеплялся, затем быстро приземлялся и откатывался в сторону, освобождая место для летевшего за ним самолета. Перелет был осуществлен из Москвы. Всего в полете проведено свыше 109 часов, при этом остановки были в таких пунктах:

  • Казань;
  • Свердловск;
  • Омск;
  • Новосибирск;
  • Красноярск;
  • Туруханск;
  • Хатанга;
  • Тикси
  • Певек;
  • Мыс Шмидта.

Все перелеты происходили с определенными трудностями, попадали и в облачность, и в обледенение, терялась ориентировка. Доставить бульдозер на станцию СП-4 было решено уже одним планером, но при этом пошли на нарушения, так как вес на 700 кг был больше грузоподъемности Як-4.

Як-14

Применение за рубежом

В соответствии с договором с Чехословакией в 1953 году было передано в ее армию 10 самолетов Як-14 и два Ц-25. В Чехословакии они были обозначены как К-14 и К-25 . Доправлены они были на буксире Ил-12 в аэродром около г. Прешов, прошли здесь удачно испытания и были переброшены в аэропорт возле Праги.

Читайте также:   Лайнер Ан-8

В 1955 году их применяли для проведения военных учений, с их помощью проводили переброску машин с оружием и военными. В этом же году достоинства самолетов были продемонстрированы на авиапразднике в аэропорту Рузине.

Описание конструкции самолета

Як-14 — высокоплан, с подкосным креплением крыльев с однолонжеронным крылом по профилю Clark Y. Вдоль крыла расположились элероны и закрылки, разделенные на 2 части. Концовки крыла обшиты дюралюминием, а его средние части — полотном. Интерцепторы выполнены также из дюралюминия.

Корпус изготовлен из хромансилевых труб. Его средняя часть представляет собой грузовой отсек с металлическим половым покрытием (в первых моделях — фанерным) вдоль которого проложены трапы для перекатывания грузов. Если перебрасывались десантники, то трапы могли трансформироваться в сиденья со спинками из дерева. Для срочного катапультирования имелась дверь в палевом борту. Позже в переднем отсеке корпуса сделали еще одну дверь для этого случая в правом борту. Обшивка фюзеляжа была из полотна.

Сверху отсека для грузов установили кабину летчиков, немного смещенную влево. Попасть в нее можно было через дверь в левом борту, подняться к ней можно по ступенькам. Можно также зайти в кабину через грузовой отсек самолета, для этого в его потолке был люк. Из кабины летчиков предусматривалась дверь для аварийного катапультирования.

Десантный планер Як-14

Оперение самолета было однокилевое, шасси состояло из двух тормозных колес и одного переднего, с пневматической масляной амортизацией. Если самолет приземлялся на лыжи, давление в амортизационной системе уменьшалось, и самолет садился как бы раскачиваясь.

В ходе изготовления в конструкцию самолета было внесено более 100 изменений.

Для буксировки Як-14 использовали самолеты Ил-12Т и Ил-12Д, происходила транспортировка при помощи стометрового троса диаметром 1, 5 см. Запас топлива Ил-12 (около 4 тыс. л.) позволял выполнить переброску самолета на 490 км. У Ил-12Д был несколько меньше запас топлива, всего около 3 тыс. литров и можно было перебросить планер на расстояние 340 км.

Для связи двух самолетов в воздухе были предусмотрены телефонные провода в тросе, а с наземными станциями связь осуществлялась посредством радиостанции РСИ-6К. Технические характеристики самолета представлены на рисунке ниже.

Самолет Як-14

Добавить комментарий

15 − шесть =