Самолет дьявола ТУ-134

В 1960 году появилась нужда в самолете, который может преодолевать более 1500 км, двигаться со скоростью 800 км/ч и вмещать в себя больше 50 пассажиров. Именно это и стало толчком для развития авиации в СССР. Самолет дьявола ТУ-134 впервые полетел в 1963 году. Изначально в него вмещалось всего 56 пассажиров. В 1965 году выпустили 9 самолетов для испытаний. У них не было реверса, поэтому после посадки был большой пробег. По указу Дмитрия Медведева, данное воздушное судно закончило свои перелеты в 2011 году.

Вся заслуга создания самолета принадлежит Никите Хрущёву. В 1960 году он посетил презентацию французского самолета. Это новейшая техника поразила генерального секретаря. Он вернулся из Франции и поручил инженерам СССР сделать самолет ТУ-134, который должен быть не хуже французской модели.

Таким образом появился самолет, который люди называют «стиляга» или «свисток». У него сильный звук двигателя. Существует еще одно «прозвище» – «Небесный дьявол». НАТО называют это воздушное судно «Дерзким».

Сначала никто не хотел выпускать новую модель, а просто улучшить самолет ТУ-124. Но эта затея начала успешно воплощаться в жизнь, а потом самолет вошел в историю авиации, как вместительное воздушное судно. За все время изготовления было произведено 852 единиц этой техники. Фото ТУ-134 поражают.

самолет ТУ-134

Давайте ознакомимся с основными характеристиками самолета:

  1. Максимальная скорость полета — 850 км/ч.
  2. Дальность полета — 2150 км.
  3. Расход топлива — 2800 кг/ч.
  4. Количество пассажиров — 76 человек.
  5. Размах крыльев — 29 метров.

Такие высокие характеристики сделали ТУ-134 самым востребованным и перевели его на регулярные полеты по СССР.  Данное судно считается самым шумным в мире. В 2002 году его запретили в странах Евросоюза из-за высокого уровня шума. Первые надежные самолеты данной модели начали делать еще в 1963 году. Этим же летом один из них впервые покорил небо. Эта техника показала себя с хорошей стороны службы и доказала свою пригодность. Некоторые характеристики ТУ-134 до сих пор не встречаются в иных моделях самолетов.

Прошло три года, и в 1966 году воздушные судна были предоставлены «Аэрофлоту». С 1969 года ТУ-134 начал совершать регулярные перелеты по всему СССР. Первые линии перелетов – это Москва – Киев и Москва – Ленинград. Это воздушное судно получило мировую популярность, и многие страны совершали его покупку. В СССР было всего 12 единиц техники, которая осуществляла перевозки людей. Сам самолет отличается следующим:

  • Салон ТУ-134 имеет проблемы с высоким уровнем шума, поэтому ученые при разработке новых модификаций установили двигатели в хвосте, что позволило снизить уровень шума.
  • Шасси ТУ-134 наделено системой пожаротушения, которая срабатывает самостоятельно от ударной механики.
  • Кабина Ту-134 состоит из перегородок, панелей, стен, потолка, полок для багажа, которые сделаны из фанеры или пенопласта.
Читайте также:   Ан-26: грузоподъемность, максимальная высота

самолет дьявола ТУ-134

Краткая история ухода самолета

В 1972 году случилась страшная авария – АН-10 был разбит под Харьковом. После этого во всем СССР был принят указ о переоборудовании всех полос для взлета и посадки для приземления Ту-134. В 1984 самолет перестал производиться, но в будущем выпустили еще пару единиц. Завершающий «свисток» был изготовлен в Харьковском авиазаводе в 1989 году.

В 2002 году начался уход ТУ-134. В странах Европы появились правила, которые гласили, что «свисток» не подходит для перелетов по некоторым параметрам. По этой причине лайнер был переведен на внутренние маршруты, которые проходили в странах СНГ.

В 2011 году Дмитрий Медведев приказал убрать «свисток» из пользования. Это случилось после масштабной аварии пассажирского суда, которое летело по маршруту Москва — Петрозаводск. В этой аварии умерло 45 людей. По этой причине самолет больше не применялся для перевозок людей. В 2004 году в Тульской области случилась авиакатастрофа, в которой умерло 44 пассажира. Была еще авария в 2007 году на рейсе Сургут – Самара – Белгород. Из-за ошибки экипажа погибло 7 человек.

Был подсчитан рейтинг самых опасных самолетов в мире и «свисток» оказался на шестой позиции. На протяжении 1 098 700 часов полета случалась одна авария, которая забирала жизни людей. В последний раз от «свистка» полностью отказались в 2015 году. Множество авиакомпаний не пользуются этим самолетом, но все еще можно найти его в некоторых аэропортах.

История создания ТУ-134 была положена в далеком прошлом и теперь каждый имеет возможность посмотреть на «стилягу» в музее старых воздушных судов. Это можно сделать на авиабазе Энгельс, в Кишиневе и на стоянке аэровокзала авиакомпании AirMoldova.

Модификации воздушного судна

С 1996 по 1984 год было сделано 12 улучшений самолета:

  1. Ту-134 – самолет, который может вместить 72 человека на борту.
  2. Ту-134А обладает улучшенным двигателем. Из-за него отказались от тормозных парашютов. В этой модели повышена экономия топлива.
  3. Ту-134Б – улучшенный вариант предыдущей модели. У него небольшой вес и обновленный салон для пассажиров. Экипаж составляет 3-4 человека. Сделаны новые выходы для аварийных ситуаций. Имеются дополнительные баки для топлива. Это позволяет самолету преодолевать большие расстояния.
  4. Ту-134ЛК – это воздушная лаборатория, которая необходима для исследования космоса.
  5. Ту-134М – получил новый двигатель.
  6. Ту-134С – воздушное судно для перевозки грузов.
  7. Ту-134СХ – улучшение для применения в сельском хозяйстве.
  8. Ту-134УБЛ – самолет для изучения полетов морских летчиков и бомбардировщиков.
  9. Ту-134УБЛ-Ш служил для изучения морской авиации.
  10. Ту-134Ш служил для подготовки дальней и фронтовой бомбардировки.
  11. Ту-134Ш-СЛ – это улучшение для воздушной лаборатории, которая проводила опыты над радиоэлектронными технологиями.
  12. Ту-134А-3М – особое улучшение, которое насчитывает 6 единиц этой техники.
Читайте также:   Схема салона Ту-204 Ред Вингс

фото ТУ-134

Аварии воздушного судна

За всю историю данной модели воздушного судна было утеряно около 70 самолетов Ту-134. При этом 9 единиц было подбито в связи с войной. Один из них был сбит из-за террористических действий. По статистике, пострадало примерно 1 500 человек при полете на данном самолете. Самые масштабные из них:

  • В 1966 году было проведено испытание судна, в котором оно резко снизило высоту. Этому послужила ошибка экипажа. Вследствие этого разбилось 8 человек.
  • В 1971 году из-за плохой посадки в Риеке, умерли все люди на борту судна.
  • В 1971 году погибло 49 человек. В 1972 году из-за оплошности пилота аппарат рухнул в воду (количество жертв не известно).
  • В 1975 году произошла авария в Лейпциге, которая привела к смерти 21 пассажира. Во время снижения высоты, экипаж не измерил показатели, и судно разрушилось об посадочную полосу. Выжившие члены экипажа были осуждены и получили различные меры наказания.
  • В 1979 году произошли аварии в Румынии, Болгарии и Лиепае. Было 94 жертвы в первом судне и 84 во втором.
  • В 1970-1980 годы самолеты попадали в аварии из-за оплошности пилотов. А в 1990 годах техника дает сбой. Большинство воздушных суден «вычеркнуты» после плохого ремонта.
  • Последняя масштабная авиакатастрофа случилась в 2007 году в Самаре. В этой авиакатастрофе разбилось 6 пассажиров. В этом же году рейс Москва — Петрозаводск потерпел крушение, и унес 44 жизни на тот свет.

В 2013 году использовалось всего 130 самолетов данной модели. В этот момент они начали активно выводиться из эксплуатации, ведь каждый из них прослужил уже больше 30 лет. Самолеты, которые сохранились лучше всего, выполняют функцию памятников. В Москве есть такой экспонат, который установлен на ВДНХ.

За долгую и надежную службу эти воздушные судна показали высокую экономность топлива, которая сильно ценилась в те времена. До 1990 года Ту-134 перевез больше 450 миллионов людей. Некоторые модели используются в сельских и военных целях. Существуют модели, которые оборудованы специальной связью. Они перевозили командных кадров. Данный самолет стоит в списке лучших воздушных средств в мире. С 2015 года прекратилась эксплуатация этих воздушных суден.

кабина ТУ-134

Фото кабины ТУ-134

салон ТУ-134

Фото салона ТУ-134

Интересное по теме:

Оставить комментарий

14 − 8 =