Самолет Ту-4: история создания

Самолет Ту-4 – отнесен к категории поршневых стратегических бомбардировщиков, состоявший на вооружении в советские времена начиная с 1949 до 1960 года включительно. Существовало мнение, что это была нелицензионная копия известного в те времена бомбардировщика Америки.

По сути, бомбардировщик Ту-4 имел в своей основе полностью скопированные элементы в виде конструкции, оборудования, интерьера гермокабины. А вот пушечное вооружение, силовая установка и радиостанции были сделаны «с нуля».

самолет Ту-4
Самолет Ту-4

Подробнее о самолете

Стоит обратить внимание на тот факт, что это воздушное судно стало последним в советские времена представителем линейки тяжелых бомбардировщиков с двигателем поршневого типа. Его дальность не признана межконтинентальной (около 5.1 тыс. км), поэтому выполнял рейсы дальнего направления. В 50-х годах XX столетия, когда еще не были разработаны новые версии авиамашин, эти суда являлись основной ударной мощью страны, ведь в их оснащении система воздушной дозаправки и возможность нанесения сокрушительного удара по боевым точкам противника.

Именно процесс серийного производства данной категории самолетов стал для СССР началом перехода от одного уровня самолетостроения к другому, более высокому с точки зрения, используемых технологических процессов. Ту-4 стал первым бортом, где процесс создания элементов оборудования подразумевает их объединение в определенные системы. На нем была впервые установлена и испытана система, связанная с дистанционным управлением.

бомбардировщик Ту-4

История создания Ту-4: интересные и важные моменты

Окончание Второй мировой войны показало, что стратегическая авиация как таковая совершенно отсутствует. Как известно, в 1943 году в стране активизировались работы, связанные с атомной проблемой, которые выявили потребность создания специфического авианосителя для расположения на нем бомбы атомного характера.

Подобного рода задачи в большинстве своем возлагались на КБ Туполева. Так и в этот раз пришло письмо от правительства, в котором говорилось о необходимости разработки эскизного проекта, касающегося создания бомбардировщика, который будет максимально схожим с американским аналогом версии В-29. Подобного рода предложения поступили еще в адрес двух дополнительных КБ.

Фаза активной разработки эскиза для бомбардировщика стратегического предназначения 3-го поколения пришлась на май 1944 года.

Через год в начале лета 1945 года авиаконструктором Мясищевым было предложено создать полноценную копию американской версии, но с внесением определенных индивидуальных характеристик, касающихся оснащения. В это же время второе КБ создало проект подобного рода с учетом использования глубокой модернизации новой модели.

Читайте также:   Як-142: технические характеристики

В нем предполагалась установка системы пушечно-оборонительного типа и высотных двигателей с наличием воздушного охлаждения. Для этих целей советской стороной сделан запрос в Америку о передаче моделей версии В/29, якобы для обороны районов Дальнего Востока от вторжения японской стороны. К сожалению, эти просьбы остались без удовлетворения.

история создания Ту-4

Еще немного интересной информации из истории

Правительство страны было озадачено отказом и ОКБ получили задание по неотложному созданию бомбардировщика дальнего следования максимально схожего с американским прототипом. Для этого были приглашены специалисты, которые разбирались в американской авиатехнике. В процессе разработки был исследован главный образец, который был неоднократно разобран для детального изучения всех необходимых нюансов.

Титанические усилия авиаконструкторов и персонала конструкторских бюро увенчались успехом и модель первого Ту-4 была разработана, хотя на тот момент она имела индекс Б/4. Это был вариант, скопированный до мельчайших деталей. При проектировании даже использовались пресловутые американские единицы измерения в виде дюймов, которые в дальнейшем переводились в знакомые для нас миллиметры.

Безусловно, не обошлось и без проблем, которые коснулись ухудшения характеристик летного типа и электропроводки. Для проведения сети кабеля с дюймовым сечением, применили отечественный, который имел существенные суммарные отличия.

Двигатели – это то, что кардинально отличало аналог от представленной модели. По мнению создателей, нет смысла ставить такую же силовую установку, поэтому самолет оснастили более мощными. С точки зрения оригинальности, с интересом подошли и к созданию конструкции, которая дистанционно управляла турелями оборонительного характера и была приспособлена исключительно для последующей в ней установки пушек отечественного военного производства.

Впервые данная модель была поднята в воздушное пространство только в начале мая 1947 года, но весь летно-испытательный процесс длился еще до 1949 года включительно, и в этот же момент его начали направлять в разные части.

Читайте также:   Яковлев Як-23

Единственный неприятный момент, это неудачные попытки, связанные с разработкой системы, позволяющий проводить дозаправку в воздухе, которая направлена на увеличение показателей дальности полета. Вмонтированная система и топливные баки подвесного типа, оказались на практике не очень удачной идеей для размещения, поэтому были оставлены лишь на единичных экземплярах. На некоторых фото можно заменить эти элементы.

фото

ТТХ и возможности

Что касается ТТХ, то на конец февраля 1946 года они были утверждены в следующем порядке и с наличием показателей равных:

  • 5 тыс. кг – вес пустого воздушного судна при 54.5 тыс. кг. нормального взлетного веса, при наличии перегрузки его масса не могла превышать 61.2 тыс. кг.;
  • не менее 470 км/час – максимально допустимый показатель скорости, при стандартной скорости равной 560 км/час;
  • от 5 до 6 тыс. км – дальность маршрута с учетом нормальных показателей веса борта и наличии нагрузки со стороны вооружения (бомбы).

Впоследствии в эти характеристики неоднократно вносились изменения. Так, была увеличена дальность до 7 тыс. км, оговорено обязательное наличие внутрифюзеляжной подвески для вооружения (бомбы укороченного калибра).

То же можно сказать и про оснащение, ведь его не раз усовершенствовали и заменяли на более современное и эффективное. Стилистика и внешний вид практически не менялся, так как придерживались понятий, что эта модель должна выглядеть максимально просто и соответствовать параметрам своего американского аналога-прототипа.

В 1947 году после завершения процесса разработки туполевское КБ получило награду в виде ордена Ленина, что в те времена считалось огромным признанием со стороны правительства.

Добавить комментарий

9 + четыре =