Самолет-разведчик Ан-30

В июле 1964 года Постановлением Совета Министров Советского Союза была сформирована задача по созданию нового инструментального самолёта для аэрофотосъемки и наблюдений. Он должен был разрабатываться на базе Ан-24 и первоначально назывался Ан-24ФК, еще называли «Настенька», а в каталоге НАТО «Лязг». Ранее использовались судна Ли-2ФК, Ил-14ФК и Ил-14ФКМ с аналогичными задачами и новый самолет должен был их заменить, но, как оказалось, он их превзошел по параметрам.

История создания самолета

Первоначально предполагалось, что авиасудно будет выпущено в двух модификациях, А и Б, для гражданских и военных целей. Впоследствии компоновку упростили, сделав единой, оставив разницу только в некотором оборудовании. Разрабатывался самолет в ОКБ Антонова и за год был сделан эскизный проект и передан заказчикам, это было ГлавУпр Гражданского Воздушного Флота.

Самолет-разведчик Ан-30

Летом 1967 г. на заводе ОКБ им. Бериева в Таганроге,где делали опытные модели, был собран вариант А самолёта . В августе того же года первый полет на этой модели провёл летчик И. Е. Давыдов. Всего провели 32 испытательных полетов машины в этой вариации. В начале следующего года произошли испытания самолета в варианте Б, всего выполнили 13 полетов. Испытания на заводе окончились в 1968 году.

После госиспытаний в 1970 году варианта А, изменили название самолёта на АН-30 и в 1971 году начали серийное производство самолёта на Киевском авиационном заводе. Государственные испытания показали, что самолет обходит по многим показателям своих предшественников. К примеру, АН-30 позволяет производить съемки высоко в горах. Имея большую скорость полета, быстрее производит съёмки. Не забыт и экипаж, лучше условия его работы. Появилась возможность прецизионного вождения для съёмки.

Однако заказчики отметили ряд недостатков, а именно малый запас топлива (4960 кг) для фотосъёмки, недостаточной вентиляцией некоторых комнат для работы экипажа и другие мелкие недочеты.

Всего было собрано 125 самолетов АН-30, часть были экспортированы в Афганистан, в социалистические страны. В 1975 году самолёт показали на выставке в авиационно-космическом салоне в ЛеБурже. В 1981 году самолет-разведчик Ан-30 использовался в Афганистане для выполнения многих задач:

  • фотографирование мест десантирования;
  • фотографирования наземных коммуникаций;
  • поиск подбитых самолетов;
  • фотографирования районов боев;
  • картографирование.

В 1987 году самолет выполнял свои задания в Анголе, а также использовался в рамках программы «Чистое небо».

Самолет Ан-30 фото

Описание конструкции самолета

Самолет Ан-30 (фото представлено ниже) разработан на основе серийного АН-24, и должен фотографировать местность в картографических целях. Конструктивно АН-30 представляет собой моноплан с высоко расположенным крылом, вертикальным оперением, свободнонесущий.

Читайте также:   Антонов Ан-10

Модели А и Б отличаются составом аппаратуры и оборудования, а также разной комплектацией рабочих мест. Экипаж включает в себя:

  • командир;
  • пилот;
  • штурман, который проводит фотосъемку;
  • ·радист;
  • механик;
  • 2 бортоператора.

В корпусе АН-30 произошли значительные изменения по сравнению с АН-24. Был удлинен носовой отсек и в нем сделали и оснастили кабину штурмана, а кабина летчиков была приподнята для лучшего обзора. Вновь предусмотрены рабочие места других членов экипажа: бортмеханика, бортрадиста. Под кабиной летчиков находится проход в штурманскую.

Самолет Ан-30 фото

В средней части корпуса самолета сделано пять люков для фотографирования, над ними установлены фотоаппараты, оптические блоки, светоприемники. Система кондиционирования позволяет согревать стекла фотолюков теплым воздухом, а также имеются сдвижные крышки, с электрическими и механическими приводами для передвижения, которые прикрывают снаружи фотолюки.

Имеется комната для перезарядки фотокассет, а также место для их хранения. Слева оборудованы места отдыха экипажа, они немного по-разному размещены в варианте А и Б. Крыло самолета трапециевидной формы, высоко расположенное свободнонесущее. Оно состоит из центроплана, а также 2 средних и 2 консольных частей.

На центроплане и обоих средних частях на крыле расположены двухщелевые закрылки, а консольные части крыльев имеют две секции с элеронами, которые оснащены триммером и компенсатором. Шасси самолета трехстоечное, в полёте шасси прячется в отсеке, расположенном под кабиной пилотов.

Двигатели самолета турбовинтовые, мощностью 2250 л. с., они подвешены к центроплану в своих гондолах. Каждый из них потребляет топливо от своих баков, встроенных в центроплане и в средней части каждого крыла. Есть также баки с дополнительным топливом.

Для завода двигателей используются стартер-генераторы постоянного тока и турбоагрегат для запуска двигателей на земле, а также есть запасные АКБ. Самолет оснащен противобледенительной воздушной и электрической системами, а также есть обеспечение кислородом экипажа. Гидравлическая система используется когда нужно выпустить шасси и закрылки, когда нужно тормозить, запустить стеклоочистители, аварийно остановить двигатели.

Читайте также:   Туполев Ту-324

Самолет Ан-30 фото

Механическая система управления включает несколько схем, каждая из которых отвечает за свою часть:

  • рули,
  • элероны,
  • закрылки,
  • триммеры.

Судно оснащено таким же оборудованием для полета и навигации, что и АН-24. На его борту имеется система автопилотирования, позволяющая во время полета заниматься съемкой. Также на лайнер установлено различное радиоэлектронное оборудование:

  • главный приёмо-передатчик;
  • автономные радиостанции;
  • радиокомпас;
  • радиовысотомер;
  • переговорное устройство;
  • автомат для программного разворота;
  • измеритель курсового угла сноса;
  • астрокомпас.

В варианте Б есть и дополнительные системы радионавигации, переговорное громкоговорщее устройство, дополнительные фотоаппараты, электрометеорограф.

Летно-технические характеристики самолета

Технические характеристики Ан-30 сведены в таблицу, вы их можете видеть на рисунке ниже. ТТХ  для модификаций А И Б совпадают.

Технические характеристики Ан-30

В итоге было разработано и выпущено семь модификаций самолета для гражданских и военных целей.

Добавить комментарий