Самолет-разведчик Ан-30
В июле 1964 года Постановлением Совета Министров Советского Союза была сформирована задача по созданию нового инструментального самолёта для аэрофотосъемки и наблюдений. Он должен был разрабатываться на базе Ан-24 и первоначально назывался Ан-24ФК, еще называли «Настенька», а в каталоге НАТО «Лязг». Ранее использовались судна Ли-2ФК, Ил-14ФК и Ил-14ФКМ с аналогичными задачами и новый самолет должен был их заменить, но, как оказалось, он их превзошел по параметрам.
Содержание
История создания самолета
Первоначально предполагалось, что авиасудно будет выпущено в двух модификациях, А и Б, для гражданских и военных целей. Впоследствии компоновку упростили, сделав единой, оставив разницу только в некотором оборудовании. Разрабатывался самолет в ОКБ Антонова и за год был сделан эскизный проект и передан заказчикам, это было ГлавУпр Гражданского Воздушного Флота.
Летом 1967 г. на заводе ОКБ им. Бериева в Таганроге,где делали опытные модели, был собран вариант А самолёта . В августе того же года первый полет на этой модели провёл летчик И. Е. Давыдов. Всего провели 32 испытательных полетов машины в этой вариации. В начале следующего года произошли испытания самолета в варианте Б, всего выполнили 13 полетов. Испытания на заводе окончились в 1968 году.
После госиспытаний в 1970 году варианта А, изменили название самолёта на АН-30 и в 1971 году начали серийное производство самолёта на Киевском авиационном заводе. Государственные испытания показали, что самолет обходит по многим показателям своих предшественников. К примеру, АН-30 позволяет производить съемки высоко в горах. Имея большую скорость полета, быстрее производит съёмки. Не забыт и экипаж, лучше условия его работы. Появилась возможность прецизионного вождения для съёмки.
Однако заказчики отметили ряд недостатков, а именно малый запас топлива (4960 кг) для фотосъёмки, недостаточной вентиляцией некоторых комнат для работы экипажа и другие мелкие недочеты.
Всего было собрано 125 самолетов АН-30, часть были экспортированы в Афганистан, в социалистические страны. В 1975 году самолёт показали на выставке в авиационно-космическом салоне в ЛеБурже. В 1981 году самолет-разведчик Ан-30 использовался в Афганистане для выполнения многих задач:
- фотографирование мест десантирования;
- фотографирования наземных коммуникаций;
- поиск подбитых самолетов;
- фотографирования районов боев;
- картографирование.
В 1987 году самолет выполнял свои задания в Анголе, а также использовался в рамках программы «Чистое небо».
Описание конструкции самолета
Самолет Ан-30 (фото представлено ниже) разработан на основе серийного АН-24, и должен фотографировать местность в картографических целях. Конструктивно АН-30 представляет собой моноплан с высоко расположенным крылом, вертикальным оперением, свободнонесущий.
Модели А и Б отличаются составом аппаратуры и оборудования, а также разной комплектацией рабочих мест. Экипаж включает в себя:
- командир;
- пилот;
- штурман, который проводит фотосъемку;
- ·радист;
- механик;
- 2 бортоператора.
В корпусе АН-30 произошли значительные изменения по сравнению с АН-24. Был удлинен носовой отсек и в нем сделали и оснастили кабину штурмана, а кабина летчиков была приподнята для лучшего обзора. Вновь предусмотрены рабочие места других членов экипажа: бортмеханика, бортрадиста. Под кабиной летчиков находится проход в штурманскую.
В средней части корпуса самолета сделано пять люков для фотографирования, над ними установлены фотоаппараты, оптические блоки, светоприемники. Система кондиционирования позволяет согревать стекла фотолюков теплым воздухом, а также имеются сдвижные крышки, с электрическими и механическими приводами для передвижения, которые прикрывают снаружи фотолюки.
Имеется комната для перезарядки фотокассет, а также место для их хранения. Слева оборудованы места отдыха экипажа, они немного по-разному размещены в варианте А и Б. Крыло самолета трапециевидной формы, высоко расположенное свободнонесущее. Оно состоит из центроплана, а также 2 средних и 2 консольных частей.
На центроплане и обоих средних частях на крыле расположены двухщелевые закрылки, а консольные части крыльев имеют две секции с элеронами, которые оснащены триммером и компенсатором. Шасси самолета трехстоечное, в полёте шасси прячется в отсеке, расположенном под кабиной пилотов.
Двигатели самолета турбовинтовые, мощностью 2250 л. с., они подвешены к центроплану в своих гондолах. Каждый из них потребляет топливо от своих баков, встроенных в центроплане и в средней части каждого крыла. Есть также баки с дополнительным топливом.
Для завода двигателей используются стартер-генераторы постоянного тока и турбоагрегат для запуска двигателей на земле, а также есть запасные АКБ. Самолет оснащен противобледенительной воздушной и электрической системами, а также есть обеспечение кислородом экипажа. Гидравлическая система используется когда нужно выпустить шасси и закрылки, когда нужно тормозить, запустить стеклоочистители, аварийно остановить двигатели.
Механическая система управления включает несколько схем, каждая из которых отвечает за свою часть:
- рули,
- элероны,
- закрылки,
- триммеры.
Судно оснащено таким же оборудованием для полета и навигации, что и АН-24. На его борту имеется система автопилотирования, позволяющая во время полета заниматься съемкой. Также на лайнер установлено различное радиоэлектронное оборудование:
- главный приёмо-передатчик;
- автономные радиостанции;
- радиокомпас;
- радиовысотомер;
- переговорное устройство;
- автомат для программного разворота;
- измеритель курсового угла сноса;
- астрокомпас.
В варианте Б есть и дополнительные системы радионавигации, переговорное громкоговорщее устройство, дополнительные фотоаппараты, электрометеорограф.
Летно-технические характеристики самолета
Технические характеристики Ан-30 сведены в таблицу, вы их можете видеть на рисунке ниже. ТТХ для модификаций А И Б совпадают.
В итоге было разработано и выпущено семь модификаций самолета для гражданских и военных целей.