Беспилотный самолет Ту-123

Ту-123 «Ястреб» — сверхзвуковой беспилотный самолет, разработанный в Советском Союзе в конструкторском бюро имени Туполева для разведывательного функционала. СССР нуждался в фоторазведке и радиоразведке на расстоянии до 3200 километров. Для его основы был выбран беспилотник Ту-121.

Работы велись одновременно как по самолету 121, так и по 123-му. Изначально его создавали для поражения объектов на межконтинентальных расстояниях. Он был братом-близнецом 121, только увеличенный в массе и габаритах. Чтобы он смог лететь дольше, планировалось дать ему больше топлива и создать экономный двигатель на основе ТРДД НК-6. Проекты так и остались на стадии эскиза.

Ту-123 Ястреб

История создания «Ястреба»

Беспилотный самолет Ту-123 создавался для межконтинентальных действий, в нем предусматривался термоядерный заряд для создания необходимой скорости. Разница между 123 и 121 в том, что у первого был больше размер и более мощная силовая установка ТРДД HK-6, с комплексной астрономической и инерциальной навигацией. Из модификаций также имелся вариант с номером 133, с навесными дополнительными топливным баками. Позже все работы по данным проектам были остановлены, как не имеющие перспектив и разработчики направили свои взгляды на баллистические ракеты. Самолет 123 перешел в проект беспилотного разведывательного летательного аппарата (БПЛА).

Начало проекта Ту-123 началось в конструкторском бюро Туполева летом 1960 года.

Помимо фото и радио разведки в БПЛА, по рекомендации СМ Советского Союза, необходимо сделать беспилотный «Ястреб» с возможностью многоразового пользования, а также изготовить систему привода в конкретную точку и сохранение полученных данных. Из-за ряда проблем, с которыми столкнулись разработчики ДБР-1, внешний облик беспилотника изменился, а также встала задача разработать новую фотоаппаратуру, с высоким расширением.

Также появился ряд задач, которые нужно было решить. А именно:

  • как разместить все радио и фотооборудование, и при этом, чтобы оно работало в необходимых температурных и вибрационных условиях;
  • нужна была система управления, которая бы программировалась на земле, и далее полет выполнялся автономно;
  • обеспечить защиту полученных данных, организовать безопасную посадку как на землю, так и на воду;
  • создать автономные системы проверки оборудования;
  • разработать систему возможности запуска в сложных условиях, касательно старта беспилотника.

Испытания и тестирования у этого беспилотника закончились осенью 1961 года. Далее наступили Госиспытания, которые завершились через пару лет.

Ту-123 Ястреб

В 1964 году Ту-123 принят на вооружение в военно-воздушные силы страны.

Серийное производство беспилотника происходили на воронежском заводе №64 вплоть до 1972 года. За восемь лет было произведено 52 машины ДБР-1. Самолет патрулировал западные военные округа вплоть до 79-го года, он также мог выполнять разведку по всему западу, но это на тот момент не требовалось.

Читайте также:   Яковлев Як-43

БПЛА оказался надежным и обладал прекрасными ЛТХ, до тех пор, пока в ВВС не поступил МиГ-25Р, после чего в Ту-123 перестали нуждаться. В 80-х остатки Ту-123 были сняты с эксплуатации и утилизированы. Один экземпляр этого беспилотника можно увидеть в Москве на центральном аэродроме, как образец авиационной техники.

Данный самолет позволил в дальнейшем работать над проектами, которые связаны с автоматическим контролем беспилотников. И на его основе были разработаны ряд модификаций:

  • самолет-мишень Ту-128М;
  • беспилотный разведчик с ядерной СУ;
  • ударный проект с большим весом и габаритом для боевой нагрузки;
  • использование проекта в ракетной беспилотной системе ДП.

Также туполевцы рассматривали задачу по полностью сохраняемому беспилотнику. Вариантов было два, и с наступлением 60-х годов оба имели вес. Первый включал в себя пилотируемый вариант, т. е. внутри самолета находился пилот, который сажал самолет, но это не оправдывало сам проект, стирая все преимущества беспилотника. Второй вариант — создать на базе самолета 123 целиком спасаемого варианта. Эта модификация получила номер ДБР-2, а беспилотник — Ту-139.

Конструкция самолета

В систему ДБР входили помимо беспилотника, стартовая машина (CTA-30) на основе тягача для ракет, установка СУРД-1 и КАРД-1C. Сам беспилотник являл собой цельнометаллический моноплан и имел треугольное крыло со стреловидностью впереди на 67о и сзади на 2о. Никакой механизации и управления крылом не предусматривалось, все управление было на киле и стабилизаторе. Охлаждение осуществлялось спиртоводяной субстанцией. Фюзеляж состоял из 6 частей.

Беспилотный самолет Ту-123

В носу находилось все, что касалось разведки и частично навигационно-пилотажное оборудование. Именно эта часть являлась многоразовой, она была хорошо защищена, и ее спасение зависело от многоразового контейнера.

Все остальные части фюзеляжа, как говорится, «на один раз». Вторая, третья и четвертая часть являли собой топливные баки объемом 19 тысяч литров. В пятой и шестой части фюзеляжа располагался двигатель KP-15-300, электрооборудование, приводы и прочие необходимые системы для нужной работы беспилотника.

Сама силовая установка была разработана в конструкторском бюро имени Туманского, специально для Ту-121 на пятьдесят часов. Его главное свойство — он рассчитан на высотные сверхзвуковые полеты с тягой в 10 тысяч кгс. Для старта и достижения основной скорости использовались твердотопливные ускорители ПРД-52 с общей тягой в 160 тысяч кгс. После начала полета, спустя 5 секунд они отваливались от БПЛА. Скорость аппарата при этом достигала 2700 км\ч.

Читайте также:   Истребитель Як-27

В первой части фюзеляжа имелся мощный аэрофотоаппарат и 3 плановых, фотоэкспонометр, который измерял уровень освещенности наблюдаемых объектов, РТР, бортовое радиолокационное устройство, маяк, ответчик, АСЭ, кондиционирование, наддув, парашют для посадки и шасси. Контейнер, в котором находилось оборудование для фотосъемки, находящийся в носу фюзеляжа делился на три отсека, не мешая электрокоммуникации, он крепился 4-мя гидрозамками. Сам контейнер перевозился и хранился в автомобильном прицепе.

Маршрут полета беспилотника программировался перед самим запуском, а возвращение планировалось  через приводную радиостанцию.

Технические характеристики

Эксплуатация самолета

ДБР-1 создана для разведки мест по размещению ракет, кораблей, аэродромов, любых военно-промышленных точек, баз и портов, обнаружение военных сил, систем ПВО и ПРО, наблюдение за результатами применения ядерного и хим. оружия. Чтобы запустить беспилотник, на БПЛА стояла пара генераторов, и для них пришлось усовершенствовать саму СУ. Разведка осуществлялась фотографированием заложенного маршрута на большой площади и записью радиосигналов противника в зоне следования беспилотника, что позволяло определить местонахождение противника и тип радиосредств.

Ту-123 взлетал с установки CT-30 под углом 12°. После чего, через 5 секунд от фюзеляжа отделялись ускорители, и еще через 4 секунды отделялся дозвуковой коллектор. Беспилотник взлетал на высоту 19000 метров, и уже дальше, не так быстро, пока топливо заканчивалось, поднимался еще до 22800 метров.

Фотоаппаратура работала также по заложенной предварительно программе. Самолет долетал до необходимой точки, разворачивался и возвращался назад. За 500000 метров до посадки начинала работать радиоприводная аппаратура.

Параллельно в этом же время работала радиолокационная станция. Она обозревала местность, и после обнаружения и распознавания беспилотника включала свойства сопровождения, указывала куда приземлиться и как лучше навестись на место посадки. На месте назначения останавливался двигатель, происходило избавление топлива, набиралась высота, и выпускался парашют, после чего нос беспилотника расстыковывался с остальным фюзеляжем и спокойно приземлялся в нужной точке на выпущенные шасси. Как только контейнер оказывался на земле, срабатывал радиомаяк, по которому и находили данные.

Фото
Модель самолета

Летно-технические характеристики

ДБР-1 имеет следующие технические характеристики:

  • вес самолета — 11,45 тонн;
  • взлетный вес — 35,61 тонн;
  • вес топлива — 16,6 тонн;
  • Силовая установка — 1хТРДФ Р-15К-300 с тягой в 10000 кгс;
  • Ускоритель 2хПРД-52 с общей тягой 160000кгс;
  • Длина крыла — 8,41 метр;
  • Длина самолета — 27,83 метров;
  • высота самолета —4,78 метров;
  • Скорость — 2700 км\ч.
  • дальность — 3680 километров;
  • высота полета — до 22,8 метров.

 

Добавить комментарий

три − два =