Палубный Як-38: фото

Идея создания СВВП занимала умы авиационных конструкторов давно. Существует много различных схем летательных аппаратов, способных взлетать с ограниченных площадок, но в мировой практике осуществлено всего несколько проектов. Частично эта идея была реализована в виде вертолета. Создание таких самолетов для СССР было особенно актуальным. Тяжелейшая война показала, как иногда боевая авиация становилась беспомощной из-за разрушенного аэродрома или поврежденной взлетно-посадочной полосы. Требовались самолеты, которые бы не нуждались в бетонных взлетно-посадочных полосах, а умели взлетать и садиться буквально с «пятачка».

Первые разногласия

Несмотря на успехи в создании Як-36, правительством было отклонено предложение А.С. Яковлева о продолжении работ над развитием этого проекта. Для вертикального взлета требовалось, чтобы тяга двигателей превышала вес самолета, включая топливо и вооружение. Як-36 не имел достаточной мощности для этого. Требовалась абсолютно другая модель самолета.

Самолет Як-36
Самолет Як-36

Работая над техническими характеристиками нового самолета, у А.С.Яковлева с коллегами по цеху возникли серьезные разногласия. А.С.Яковлев следовал традиционной схеме самолета с двигателями одного типа. Однако такого двигателя не было даже в проекте, а для его разработки потребовалось бы не менее десяти лет. Учитывая это обстоятельство, часть сотрудников, возглавляемая С. Г. Мордовиным (зам главного конструктора) параллельно начала работы над проектом СВВП с комбинированной силовой установкой – два подъемных и один подъемно-маршевый двигатель. Группой С. Г. Мордовина были проработаны общая концепция самолета и выполнены расчеты технических характеристик.

Для разрешения спора между двумя идеологиями был собран научно-технический совет Минавиапрома. Учитывая реальное положение и возможности авиапрома, было принято решение в пользу комбинированной силовой установки. КБ было поручено подготовить соответствующий проект, определив в нем поэтапно сроки изготовления и исполнителей.

В январе 1969 г. тактико-технические требования к будущему самолету были утверждены руководством ВВС.

 «Черный ящик»

Для обеспечения безопасности пилотов в нештатных ситуациях на Як-36 впервые в истории авиации человеческую жизнь доверили автоматике, «черному ящику», как прозвали устройство принудительного катапультирования в своем кругу летчики. Схема расположения двигателей была такова, что отказ любого двигателя создавал очень опасную ситуацию. Расчеты и испытания на стенде подтверждали, что самолет становится неуправляемым в течение мгновенных 1–2 с. Летчик не способен за столь короткое время сориентироваться в ситуации и катапультироваться. Функцию спасения пилота следовало переложить на автомат, действующий хладнокровно и мгновенно в соответствии с показателями приборов. Так была разработана специальная система аварийного катапультирования (САК).

САК должна контролировать положение СВВП в моменты перехода от взлета в режим полета и, при резкой потере самолетом устойчивости, автоматически катапультировать летчика. На Як-38 использовалась такая же комбинированная схема силовых установок. А следовательно присутствовала угроза жизни пилотам при отказе двигателя. Поэтому на Як-38 перенесли от Як-36 устройство принудительного катапультирования, сохранив ее принципиальную схему работы.

Поначалу летчикам это новшество не понравилось. Отношение к ней изменилось в лучшую сторону после ряда аварий, когда САК сработала оперативно, и летчики были вовремя катапультированы. Однако САК прошла еще много испытаний и доработок до своего окончательного варианта. Лишь к началу серийного производства Як-38 система получила сертификат.

Самолет Як-38

Як-38 – история рождения и основные этапы

Наконец, руководством ВВС были утверждены в общем основные тактико-технические требования к новому самолету и сформулированы задачи и назначение. Перед конструкторским бюро поставили задачу создать принципиально новый самолет — легкий штурмовик Як-36М (индекс Як-38 был присвоен позже) вертикального взлета и посадки. Требовалось построить боевую машину, оснащенную современным оружием, способную принимать участие в любых боевых операциях, в воздухе, на море, на земле. Вооружение самолета должно быть довольно мощным, чтобы уничтожать вражеские объекты любого базирования – наземного, морского или воздушного.

Самолет должен с воздуха обеспечивать поддержку сухопутным войсковым частям в боевых операциях, в т.ч. на вражеской территории. Самолету поручалось вести разведку в пределах обозримости на суше и с кораблей.

Первые успехи в создании самолета ВВП были незначительными. На начальных этапах заводских испытаний опытного самолета летчику-испытателю В. Г. Мухину удалось поднять машину и повисеть над землей всего в полуметре, но уже через пару месяцев он выполнил круг над аэродромом, взлетев пока как обычный самолет. Постепенно внося изменения в расчеты и дорабатывая изделие, разработчики продвигались к требуемым ТТХ. Спустя полгода проб и ошибок в открытом море самолет удалось безупречно посадить на авиакрейсер «Москва». Эта знаменательная дата была занесена в корабельный журнал как «День рождения палубной авиации».

Читайте также:   Транспортный самолет Як-6

После успешного завершения государственных испытаний комиссия разрешила допустить Як-36М в работу при испытаниях построенного авианосца «Киев». За год были собраны три самолета. Такой темп сборки обеспечивался заранее подготовленной технической базы самолета. До передачи изделия в производство все агрегаты предварительно исследовались и дорабатывались на специально оборудованных стендах.

В процессе производства возможности самолета постоянно возрастали. Кроме испытаний, предусмотренных по технологии изготовления, выпускаемые самолеты обязательно направлялись дополнительно на специальные исследования конструкции в планах ее дальнейшего развитии. Или передавались в центр обучения и тренировок пилотов, которые в процессе освоения новой машиной внесли в конструкцию самолета немало дельных корректив. В результате новые самолеты со своим предшественником имели только общее название — это были совершенно другие машины.

Не обходилось без аварий, иногда курьезных, но жертв пока не было. В одной из аварий получил повреждения летчик, но машина не пострадала, в другой аварии летчик успел катапультироваться, но самолет был разрушен.

Боевое применение Як-38

В августе 1977 года штурмовик Як-38 (с новым обозначением) приняли на вооружение в ВМФ. Хронология основных этапов истории создания Як-38:

  • постановление Совета Министров о создании СВВП – декабрь 1967 г.;
  • утверждение руководством ТТТ- январь 1969 г.;
  • начало работ над проектом – сентябрь 1968 г.;
  • постройка опытного экземпляра – апрель 1970 г.;
  • испытания на стендах – 1970 г.;
  • первый вертикальный отрыв– сентябрь 1970 г.;
  • пробный полет — декабрь 1970 г.;
  • начало освоения вертикального взлета – февраль 1971 г.;
  • вертикальная посадка на авианосец «Москва» — август 1971 г.;
  • государственные испытания – апрель 1972 г. по сентябрь 1974 г.;
  • испытания авианосца Киев – 1974 г.;
  • начало серийного производства — 1974 г.;
  • начало служения в ВВС — август 1977 г.

Взлет с коротким разбегом

В 1978 г. на вооружение Тихоокеанского флота поступил авианосец «Минск». Крейсеру предстоял долгий переход из Севастополя в порт базирования Владивосток. Большей частью путь корабля пролегал по Индийскому океану в тропическом климате. На корабле базировалось несколько палубных Як-38 (фото ниже), подъемные двигатели которых в жару перестали запускаться.

Палубный Як-38 фото

Срочно потребовались новые испытания и доработка. Решение этой проблемы означало расширение области использования Як-38 от севера до тропиков. Первым решением стало увеличение мощности силовых установок, ресурсы которых небезграничны. Выход был найден в ином способе взлета — вертикальный взлет с коротким разбегом (ВКР).

Почти два года отрабатывался этот вариант, вначале на аэродроме, и только затем на корабле. В сентябре 1980 г. при испытаниях самолета Як-38 по этой методике на авианосце «Минск» в Индийском океане погиб летчик от Бога О. Г. Кононенко. Но внедрение ВКР позволило увеличить мощность самолета по сравнению с ВВП и, значит, расширить границы боевого применения Як-38.

Читайте также:   Самолет Ил-4: фото, характеристики

Одновременно проходили исследования Як-38 на различных транспортных средствах — на автотранспорте и гражданских судах. Были оборудованы специальные платформы, приближенные к автомобильным прицепам. Также были проведены испытания самолета на теплоходе «Агостиньо Нето». Исследования эти имели отрицательный результат.

Самолет вертикального взлета Як-38
Як-38 на борту ТАВКР Минск

Вооружение

Тренировочные полеты Як-38 на крейсере «Киев» вскрыли новые проблемы. Выяснилось, что при утверждении технических характеристик будущего самолеты не были учтены особенности применения самолетов при базировании их на авианесущих крейсерах. Авиабомбы, первоначально заложенные в проект вооружения, не соответствовали требованиям безопасности применения их на кораблях. Для создания из самолета боевой машины требовалось переоснащение самолета вооружением. Необходимо было провести дополнительные испытания.

Конструкторы при тесном сотрудничестве с военными исследовали не один вариант комплекса вооружения, пока не пришли к окончательному. В итоге, оружейный арсенал Як-38 составили:

  • управляемые ракеты различных типов;
  • неуправляемые ракеты двух типов;
  • неуправляемые авиационные реактивные снаряды;
  • авиационные бомбы и бомбовые кассеты различных типов, а также зажигательные баки.

Вооружение самолета было размещено на четырех подкрыльевых пилонах. В состав вооружения также входило прицельное оборудование.

Штурмовик Як-38
Блоки НАР УБ-16-57УМП и УБ-32А

Другие модификации самолета

Кроме основной модификации штурмовика Як-38, был разработан учебный вариант Як-36У (и Як-36МУ), который отличался от исходного наличием двух кабин, вторая предназначалась инструктору. Особенностью самолета была уже обкатанная система принудительного катапультирования (САК) сразу обоих членов экипажа (инструктора и курсанта) по разведенным в стороны траекториям.

В ходе испытаний и освоения машин летно-технические качества самолета были доведены почти до совершенства.

Но грузоподъемность и дальность полета оставались на низком уровне. Единственным способом улучшить эти характеристики было усиление силы тяги двигателей. Решение проблемы было найдено в использовании внешних элементов конструкции.

Так появилась еще одна модель самолета вертикального взлета Як-38М с дополнительными топливными баками, подвешенными под крылом. Более двух лет были потрачены на испытания самолета. Однако ожидаемых улучшений эксперимент не принес: возросшие расходы горючего «обнуляли» все достоинства усовершенствованной силовой установки. Несмотря на это, Як-38М поступили на службу в военно-морской флот на авианосцы .

Палубный Як-38 фото
Як-38М

Общий взгляд на прошедшее

Распад Советского Союза и разразившийся затем кризис в экономике повлекли резкое сокращение финансирования в ВВС. Были свернуты многие перспективные проекты, произошли сокращения в армии. В результате Як-38 были досрочно сняты с вооружения и отправлены на консервацию. По аналогичным причинам были выведены из состава военно-морского флота корабли «Киев», «Минск» и «Новороссийск».

Чтобы оправдать сложившееся положение, многие аналитики пытаются возложить вину за случившееся на плохие ТТХ Як-38, и его слабое вооружение, сложность в пилотировании и трудности подготовки летного состава, а также особенности конструкции, часто работающей на грани срыва в нештатные ситуации под воздействием вибрации или высоких температур. Тем не менее, самолет хорошо справлялся с обязанностями и прослужил в вооруженных силах почти 15 лет.

Идеи самолетов ВВП и их реализация в «Яках» имели огромное значение для авиации. Во-первых, обозначились контуры перспективного направления в развитии воздушного флота. Во-вторых, был приобретен опыт организации полетов с авианосцев. В-третьих, было подготовлено целое поколение специалистов в авиации и морском флоте, готовых в будущем продолжить эти идеи. К сожалению, самолет, на целое поколение опередивший западных конкурентов, стал заложником большой политики. Но это совсем другая история.

Добавить комментарий

пятнадцать + восемь =