Бомбардировщик Ту-16: технические характеристики
Самолет ТУ-16 — первый советский дальний бомбардировщик, открыл новую эпоху в советском авиастроении. Это тяжёлый многоцелевой двухмоторный реактивный самолёт, который выпускался в разных модификациях. Был на вооружении СССР, России, стран СНГ, Египта, Сирии, Ирака, Индонезии. Самолет выпускался на трех авиазаводах, за время производство было изготовлено 1500 аппаратов.
История ТУ-16
Разработка ТУ-16 началась в ОКБ Туполева в 1948 году. Существовавший на тот момент дальний бомбардировщик ТУ- 4 был копией американского Boeing B-29 Superfortress, но в то время уже было ясно что будущее за самолетами с турбореактивными и турбовинтовыми двигателями.
Конструкторскому бюро Туполева были выданы технические задания на разработку самолета с такими характеристиками:
- дальность полета — 3000 км;
- крейсерская скорость — околозвуковая;
- бомбовая нагрузка — 3–7 тонн.
Однако, на то время не было подходящего двигателя. КБ Туполева уже имело наработки, которые были прототипами ТУ-16. Например, «82» с двумя реактивными двигателями — первый фронтовой бомбардировщик. Эта машина не была принят на вооружение из-за того, что была конкуренция с конструкторским бюро Ильюшина и приняли другой самолет — ИЛ-28. Разработка ТУ-16 начатая в 1948 году, была выполнена на основе модели «86», и закончилась к середине 1949 года.
Его характеристики:
- Дальность полета – 4000 км;
- Скорость на высоте 6 км — 980 км/4.
В то время СССР проводил ядерные испытания и к разрабатываемым бомбардировщикам предъявлялись новые требования. Они должны быть в состоянии доставить ядерный боеприпас к своей цели, с учетом его веса, превышающего пять тонн. Самолет должен летать на такие же расстояния, как и ТУ-4, летать в два раза быстрее и иметь в своей конструкции защиту от воздействия ядерного оружия как экипажа, так и всей конструкции.
Конструкторское бюро Туполева провело исследования и выяснило, что такой лайнер может быть разработан на основе проекта «86» путем увеличения массы изделия и тяги двигателей в полтора-два раза. Нужные для создания полноценного скоростного реактивного носителя были перенесены на проект «88», который впоследствии стал бомбардировщиком Ту-16, а его эскиз был окончательно утвержден в 1951 году.
Одним из преимуществ по сравнению с аналогичными американскими моделями того времени, B-47 и B-52, бала конструкция крыла, которая выполнялась более жесткой и тяжелой, мало деформировалась, обеспечивала его выносливость в условиях эксплуатации.
После утверждения эскизного проекта было проведено несколько доработок для улучшения защиты самолета от ядерного воздействия и для облегчения его конструкции. В мае 1953 года машина была принята на вооружение, и начался ее серийный выпуск.
Серийное производство бомбардировщика происходило в течение 10 лет на трех авиазаводах:
- Казанском;
- Куйбышевском авиазаводе №1;
- Воронежском.
За это время конструкция самолета неоднократно дорабатывалась, было построено более 50 модификаций самолета.
ТУ-16 стал первым серийным дальним носителем ядерного оружия, эксплуатировался вплоть до 1994 года. На его основе были созданы последующие тяжелые и скоростные боевые машины. Одна из моделей ТУ-16 и сейчас эксплуатируется в Китае.
Технические характеристики самолета
Технические характеристики Ту-16:
Фото Ту-16 представлено ниже. Для тех, кто интересуется темой, в конце этой статье представлено видео о бомбардировщике.
Конструкция самолета
Самолет Ту-16 — это моноплан с двумя двигателями АМ-3(разработчик Микулин) и стреловидным крылом. Тяга двигателей составляла 8750 кг. После 1068 года на бомбардировщик устанавливались двигатели РД-3М-500, с тягой 9520 кг.
Двигатели встроены в гандолах по бокам флюзеляжа. Конструкция имеет 6 технологических отсеков:
- Передняя прозрачная часть кабины пилотов, называемая фонарь;
- Гермокабина;
- Центроплан;
- Грузовой отсек;
- Технический отсек;
- Гермокабина кормовая.
Для предотвращения перегревания корпуса установлены силовые рамы недалеко от двигателей, развернуты соплами в стороны на 4 градуса. Для изготовления самолета использовались алюминиевые и магниевые сплавы, стеклотекстолит, нержавеющая сталь.
Экипаж бомбардировщика состоит из 6 человек:
- Командир;
- Помощник командира;
- 2 штурман;
- Стрелок-радист;
- Командир огневых установок;
- Опнратор.
Кабина Ту-16 подвешивается в верхней части грузового отсека и имеет бочкообразную форму. Экипаж попадает сюда через входные люки с лесницами, которые откидываются вниз. Катапультирование членов экипажа происходит вниз, за исключением двух человек, кресла которых выбрасывались вверх, предварительно откатываясь назад. Также в самолете имеются надувные лодки ЛАС-5 в случае необходимости спасения членов экипажа на море.
Топливная система состоит из 27 баков, вмещающих более 43 000 литров топлива. Используется автоматика для контроля расхода, а заправка происходит с помощью раздаточного пистолета через специальные горловины баков.
Система управления — классическая, с механической проводкой. Закрылки — с электроприводом, однощелевые.
Шасси имеет три опоры и носовую стойку с двумя колесами. Есть еще пята — хвостовая опора, которая служит для защиты передней части самолета при быстрой посадке, в полете она убирается. Выпуском и убиранием опор и торможением колес управляет гидросистема. В районе хвостовой опоры располагаются парашюты, который служит для уменьшения пробега самолета во время торможения. Оригинально выполнены купола этих парашютов, внешне напоминают авоську, сшиты из узких капроновых лент. Парашюты спрятаны в специальные контейнеры. Управление парашютами производится с помощью пиропатронов.
На самолете установлено две гидросистемы, основная и дублирующая, которые управляют приводами створок бомболюка и стеклоочистителей, шасси и тормозами. Источниками постоянного тока в системе электрооборудования самолета служат по два генератора на каждом двигателе и две аккумуляторные батареи, в свою очередь каждая из них состоит из двух аккумуляторов. На самолете используется электрическая сеть 115 вольт, 400 Гц от преобразователей ПО-4500. На разных модификациях машины состав электрооборудования был разным.
На самолете установлена противообледенительная система, состоящая из электрических нагревателей и теплого воздуха, подаваемого от двигателей. Освещение кабины самолета — обычное, с помощью ламп накаливания, а приборные доски освещались с помощью ультрафиолетовых светильников и люминицентных ламп.
Вооружение самолета состоит из трех башенных и одной пушечной установки. Всего бомбардировшик имеет семь 23-мм пушек АМ-23. Во внутренний грузоотсек можно поместить 3 тыс. кг бомб, а в режиме перегрузки можно загрузить и до 9 тыс. кг, например, фугасную бомбу ФАБ-9000М-54 с 4 тыс 297 кг тротила.
В различных модификациях на летательный аппарат подвешиваются торпеды, морские мины, крылатые ракеты. Модель Ту-16К-10-26 разработана так, что можно было подвесить сразу три ракеты, эта же модель использовалась для подвески бомб. Для облегчения подвески таких серьезных грузов было разработано подъёмно-такелажное оборудование.
Самолет имел самое передовое на тот момент оборудование:
- астрономические компасы;
- дистанционный экваториальный астрономический компас;
- навигационное устройство;
- гирокомпас;
- аэрогоризонты;
- радионавигационное оборудование;
- систему дальней навигации.
Для метания бомб по видимым целям использовался бомбовый прицел ОПБ-11Р, при метании по невидимым целям применяли радиоприцел РБП-4. В гермокабине самолета была нормальная для человека температура и давление, то только до высоты самолета 7250 метров. Если аппарат взлетал выше, то экипаж использовал кислородные маски и приборы.