Штурмовик Ил-20: фото, ТТХ

При ведении боевых действий штурмовиками Ил-2 применялся в основном единственный прием штурма с так называемого бреющего полета. Бомбометание выполнялось в горизонтальном полете на довольно низких высотах. Для точного прицеливания экипажи должны были иметь хороший обзор поля боя. При существующем устройстве штурмовика угол обзора вперед-вниз имел величину лишь 8 градусов.

Более скоростной Ил-10 выполнял атаки в режиме пикирования, имея в этот момент довольно большую скорость и практически не имея времени на прицеливание. Для выполнения точного бомбометания Ил-10 приходилось выполнять несколько заходов над целью. Однако за это время противник успевал передислоцироваться или вообще скрыться. Одновременно возрастала угроза поражения самолетов средствами вражеской ПВО. Улучшение обзора экипажам штурмовиков представляло собой немаловажную задачу для конструкторов. Решение этой проблемы позволило бы увеличить боевые качества машин.

Первые пробы

В конце 1940 года авиаконструктором С.А. Кочеригиным был представлен руководству авиапромышленности СССР эскиз многоцелевого (включая штурмовик) одноместного самолёта поля боя (обозначение ОПБ). Для получения хорошего, (до 15 градусов), обзора вперед-вниз из кабины пилота конструктор осознанно ухудшил некоторые аэродинамические свойства машины. Были увеличены размеры кабины и применено высокое расположение летчика. Однако проект не реализовался из-за отсутствия подходящего двигателя. К этому времени среди конструкторов все более утверждалось мнение, что хороший обзор вперед-вниз можно достичь, используя оригинальные схемы конструкции машин.

ТТХ

В это же время группой конструкторов А.А.Архангельским, И. В. Веневидовым и Г. М. Можаровским был разработан проект двухбалочного самолета с фюзеляжем по типу гондолы и двигателем с толкающим винтом. Двое последних были конструкторами-оружейниками и являлись авторам нового вида вооружения — комбинированного артиллерийского вооружения с бомбардировочным — КАБВ. Для отработки изобретения требовался самолет-штурмовик специальной конструкции. Схему такого самолета они предложили. Предложенный ими проект был интересен тем, что обеспечивал угол обзора вперед-вниз из кабины пилота около 15 градусов. Макет с многочисленными рекомендациями по доработке был утвержден. Но начавшаяся война не позволила завершить проект.

История создания

Еще в военном 1942 году С.В. Илюшин направил руководству вооруженных сил доклад, в котором изложил причины сворачивания работ над Ил-6 и преимущества постройки нового самолета. К письму прилагался эскизный проект модернизированного штурмовика (МШ) с двигателем АМ-38 увеличенной мощности. Главным отличием проекта называлось кардинальное изменение обзора вперед-вниз из кабины летчика и повышение точности прицельного огня по наземным объектам. Для достижения этой цели предполагалось применение необычной схемы устройства самолета. Новый самолет получил обозначение Ил-20. Предназначался он для уничтожения вооружения и армии противника на линии фронта и в глубоком тылу врага.

11 марта 1947 года вышло постановление Совмина страны, предписывавшее ОКБ С. В. Ильюшина разработать новый штурмовик с улучшенным по сравнению со штурмовиком Ил-10 бронированием и улучшенным обзором летчику вперед-вниз и в стороны, используя для него отработанный и проверенный серийный двигатель М-45ш. В постановлении также были сформулированы технические характеристики (см.таблицу) новой машины и требования к вооружению. Самолет должен иметь максимальную скорость на высоте 3 км — 560 км/час, над землей — 500 км/час, потолок высоты – 8 км, дальность полета — 1200 км. Вооружение должно состоять из шести наступательных пушек калибра 23 мм, одной оборонительной пушки калибра 20 мм, 400 кг бомб и шести реактивных орудий калибра 132 мм.

характеристики самолета Ил-20

Работы над проектом продвигались быстро. В феврале 1948 года был разработан эскизный проект  под двигатель М-45ш, а уже в июле макет новой машины был представлен комиссии. Выводы комиссии были неутешительными: макет был признан недоработанным. В числе недоработок указывались:

  • Небезопасно близкое расположение к винту кабины летчика;
  • Не предусмотрен сброс фонаря в аварийной ситуации;
  • Отсутствовало противокапотажное устройство;
  • Сложность эксплуатации и обслуживания машины с новой схемой компоновки машины.

В числе преимуществ было отмечено улучшение обзора вперед-вниз из кабины пилота (с одновременным ухудшением обзора вниз-в-сторону).

Удачным решением была размещение под углом внизу фюзеляжа пушечных установок, ведущих огонь вниз. Постройку опытного экземпляра Ил-20 было решено отложить до утверждения макета машины. Однако С.В.Ильюшину удалось обойти запреты. Самолет в первом варианте был все-таки изготовлен и допущен к заводским испытаниям.

Читайте также:   Бомбардировщик Ту-160 "Белый лебедь" стратегического назначения

Испытания на заводе-изготовителе начались 20 ноября 1948г. Испытания проводил летчик-испытатель В.К.Коккинаки. Первый полет на новой машине был выполнен в начале декабря 1948г. Испытания показали неудовлетворительные летные характеристики машины и их несоответствие требованиям, изложенным в правительственном постановлении. Также не выполнены были требования заказчика по вооружению. Новый двигатель М-47 тоже требовал доводки. В связи со всем этим работы по Ил-20 в мае 1949г. были прекращены. Самолет был осмотрен также руководящими лицами военного ведомства. В результате осмотра были подтверждены многие недостатки, среди которых:

  • небезопасное размещение бензобака между кабинами стрелка и летчика;
  • отсутствие эффективных противопожарных средства;
  • недостаточное исследование поведение машины в режиме пикирования;
  • несоответствие установленного вооружения требованиям заказчика (4 пушки вместо 6) и т. д.

Итак, хороший обзор вперед-вниз в самолете Ил-20 с двигателем М-47 удалось достичь, но за счет ухудшения других характеристик самолета Ил-20. В результате о серийном выпуске машин не могло быть и речи. А идея решения проблемы применением оригинальной схемы компоновки конструкции была обречена на провал.

Причины завершения

Итак, в связи с несоответствием требованиям правительственного постановления проект штурмовика Ил-20 необычной конструкции был отклонен. Летно-технические характеристики новой машины оказались неудовлетворительными. Также заказчика не удовлетворяли количество и мощность наступательного вооружения. Огневая мощь Ил-20 была меньше по сравнению с Ил-10. Нельзя было одновременно вести огонь из всех имеющихся на борту пушек. Огонь велся поочередно из двух пушек – или из расположенных в крыльях, или из фюзеляжа. Стандартная загрузка бомбами составляла всего 300 кг.

Высокое расположение кабины пилота привело к увеличению боковой поверхности фюзеляжа и миделя, как следствие, к увеличению взлетной массы. В результате ухудшились аэродинамические свойства машины, и возросла вероятность поражения самолета огнем противника. Усложнилось обслуживание двигателя из-за затрудненного доступа к нему и его агрегатам. Для любых ремонтных работ на двигателе требовался его демонтаж с машины. Летчик в кабину мог попасть только при отключенном двигателе. А в ситуации аварийного покидания кабины существовала угроза столкновения с винтами работающего мотора.

Несмотря на отрицательное отношение специалистов к предложенному С.В.Ильюшиным варианту штурмовика с необычной компоновкой конструкции, конструкторским бюро была предпринята еще одна попытка создания самолета с аналогичной схемой. На этот раз был предложен проект 2-местного БШ Ш-218 с двигателем М-251 конструктора С.М.Алексеева. Но и его ТТХ оказались неудовлетворительными. Ниже приведено фото Ил-20 М на аэродроме Кубинка.

Самолет-разведчик Ил-20

Особенности исполнения

Как уже отмечалось ранее, при разработке проекта Ил-20 была использована необычная схема устройства конструкции самолета. Необычным было расположение кабины пилота прямо над двигателем и впереди, насколько позволяла конструкция машины. Такое устройство кабины обеспечивало летчику довольно широкий сектор обзора вперед-вниз под углом около 37 градусов, для сравнения — на серийном Ил-2 угол обзора составлял всего 8 градусов. В режиме пикирования летчик мог видеть намеченные цели.

Читайте также:   Яковлев Як-18

самолет-разведчик Ил-20

В остальном самолет Ил-20 был обычный низкоплан с двигателем М-47 жидкостного охлаждения. Хвостовое оперение — обычное однокилевое. Горизонтальное оперение и крыло – трапециевидной формы. Кабины пилота, стрелка, двигатель, топливные баки и все системы обеспечения находились внутри бронекорпуса. Радиаторы размещались в центроплане.

На самолете был установлен современный на то время пилотажно-навигационный комплекс (ПНК), система противообледенения (ПОС) и радиооборудование. Установленная аппаратура позволяла действовать самолету в любых погодных условиях и в любое время суток.

Была изменена бронезащита машины. Толщина металлических бронелистов была увеличена почти наполовину – на 46%, а бронестекло на кабинах экипажа — на 59%. Бронезащита двигателя состояла из бронированного капота. Радиаторы со всех сторон прикрывались бронелистами разной толщины.

Предполагалось разработать два проекта машины для разных вариантов расположения стрелка, и соответственно, разного состава вооружения. В первом варианте проекта стрелок располагался сразу за бензобаком  и управлял 23-мм пушкой, размещенной в верхней подвижной пушечной установке Ил-ВУ-11.

Фото Ил-20

 

Во втором варианте проекта стрелок располагался в хвостовой части корпуса машины и управлял пушкой, размещенной в кормовой пушечной установке Ил-КУ-8. Второй вариант проекта не был осуществлен.

Штурмовик Ил-20

 

Вооружение

Согласно требованиям, изложенным в постановлении Совмина, самолёт Ил-20 должен был иметь мощное вооружение — для поражения вражеских целей (наступательное) и для собственной защиты (оборонительное). В связи с этим он классифицировался как тяжелый штурмовик. Оба типа вооружения штурмовика предусматривались в двух вариантах. Первый вариант для наступательного вооружения включал:

  • 2 пушки 23-мм калибра, размещенные в крыльях, — для стрельбы по целям впереди в горизонтальном полете или в режиме пикирования;
  • 2 пушки 23-мм, размещенные внизу корпуса под углом, — для стрельбы по наземным объектам в бреющем полете;
  • бомбы не более 400 кг со стандартной бомбовой нагрузкой, размещенные внутри центроплана.
  • 2 бомбы по 500 кг размещенные на внешних держателях;
  • 4 снаряда РС-132 или 8 снарядов PC-82;
  • 10 специальных авиагранат Аг-2, размещенных внизу фюзеляжа, предназначенных для защиты задней полусферы снизу.

Во 2-м варианте предусматривалось использование:

  • 1 пушка 45-мм калибра;
  • 2 пушки 23-мм калибра;
  • 6 снарядов РС-132;
  • Бомбовая нагрузка не изменялась.

В 1-м варианте для обороны применялась 23-мм подвижная пушка Ш-3 с запасом боевых снарядов 200 штук, размещенная в верхней оборонительной установке Ил-ВУ-11, разработанной ОКБ Ильюшина специально для этого проекта. В другом варианте предполагалась замена верхней установки Ил-Ву-11 пушечной установкой Ил-КУ-8, расположенной в хвостовой (кормовой) части фюзеляжа самолета.

Заключение

Тяжёлый штурмовик Ил-20 был построен в одном экземпляре и выполнил всего несколько полётов. На этом история его, запоздавшего во времени самолёта, закончилась. Его судьба могла сложиться более удачно, появившись он вначале войны, или хотя бы не в начале эпохи реактивной авиации. Позже такое обозначение было присвоено самолету совершенно другого назначения – самолету-разведчику Ил-20.

Отвергнутая советскими военными специалистами необычная схема компоновки самолета, нашла применение среди западных авиаконструкторов. В 1949 году английской фирмой «Фейри» по такой схеме был построен противолодочный самолет с турбовинтовым двигателем. Расположение кабины летчика над двигателем обеспечивала ему отличный обзор при посадке на палубу корабля. Через несколько месяцев в США с такой компоновкой был построен палубный штурмовик «Скайшарк» Дуглас А2Д-1. Вот еще одна грустная история.

Добавить комментарий

один + восемнадцать =