Самолет Як-7: фото, характеристики
В 1940 году коллективом Яковлева создан учебный самолет УТИ-26, он показал при испытаниях неплохие летные характеристики, развивал скорость до 586 км/ч на высоте 4,5 км, но был сложен в управлении, поэтому малоопытным пилотам его было трудно эксплуатировать, и нужна была доработка.
Содержание
История создания самолета
В начале войны Красная Армия терпела поражения, огромны были как людские потери, так и в технике. Много потеряно и боевых истребителей, поэтому необходимо было срочно поставить на фронт самолеты-истребители. На то время имелся лишь один хороший учебный самолет УТИ-26, он был 2-х местным с двойным управлением. Этот самолет был создан на основе Як-1 и был полностью конструктивно на него похож, имел неплохие данные для пилотирования, не сложен в строительстве. Собирались уже приступать к обучению пилотов управлению этой машиной, но война поменяла планы.
Фронту все больше нужно было боевых самолётов. Инженер Синельщиков внес предложение переделать учебный самолет в боевой одноместный истребитель Як-7. Было предложено убрать место инструктора и поставить пушку ШВАК на 120 снарядов. Два пулемета ШКАС с запасом в 1500 патронов, а также были установлены под консолью крыла ракеты со снарядами снаряды РС-82.
Самолет посчитали вполне удавшимся, несмотря на то, что у него была немного меньшая скорость, чем у Як-1. Кабину летчика, закрыли фанерной перегородкой, в этой части перевозили запчасти, а иногда даже механика, когда нужна была транспортировка на другой аэродром. Самолет Як-7 стал более усовершенствованным и имел такие достоинства:
- величина колес шасси была приведена в полное соответствие с полетной массой;
- устойчивость самолета увеличилась благодаря смещению центра тяжести вперед;
- улучшилась управляемость машиной;
- съемная моторама позволяла устанавливать новые двигатели;
- уменьшилась опасность аварийного опрокидывания машины при сильном торможении и сократилась длина пробега.
Все это делало машину многообещающей и давало возможность разрабатывать новые модификации.
Самолёт получил название Як-7, он был не сложен в управлении не только бывалым, но и совсем неопытным пилотам. Машина была разработана и запущена в серию очень быстро, самолет появился вовремя, так как разгорелись бои за Москву. Истребитель много раз дорабатывали и усовершенствовали, за все время серийного выпуска было создано более 18 его модификаций, в том числе:
- с трансформацией планера – 5 шт.;
- с усовершенствованием силовой установки – 6 шт.;
- с установленным вооружением нового типа – 7 шт.;
- оснащенной специальным оборудованием – 1 модель.
Из этих всех модификаций 10 были запущены в серию, а всего было выпущено 6300 машин. Фото Як-7 представлено на рисунке ниже.
Конструкция самолета
Як-7 – моноплан с одним двигателем, с низкорасположенными крыльями и одним местом для пилота. При производстве самолета использовался разный материал: дерево, полотно, дюралюминий. Для силовой установки каркас в виде труб был сделан из конструкционной стали, легированной селеном. К ней впереди подсоединялась моторама, которую можно всегда было снять и установить другой двигатель при разработке новой модификации.
Флюзеляж впереди обшивался металлом, а задняя, хвостовая часть была из фанеры. В его центре располагалась кабина летчика, за ней — отсек для дополнительной перевозки грузов, бензобака, а также транспортировки технического специалиста. Крыло было изготовлено из разных материалов:
- лонжероны — из дюралюминия;
- нервюры — деревянные;
- обшивка — из фанеры.
А также производилась дополнительно обшивка крыла полотном. Хвостовая часть самолета включала стабилизатор и киль, изготовленный из дерева. Рули были дюралюминиевые и сверху покрыты полотном. Шасси Як-7 состояло из трех опор, 2 главные и одна в хвосте. Оно убиралось в полете и закрывалось щитками, хотя первые модели самолетов были с неубирающимися шасси. Движением шасси управляла пневматическая система, имеющая воздушно-масляную амортизацию.
Самая первая модификация самолета была с мотором водного охлаждения, а впоследствии их стали заменять на более мощные. Баки с топливом находились в консолях крыльев и в центроплане. Машина была пожаробезопасной, что обеспечивалось ее накачкой инертным газом. Под двигателем самолета находился маслорадиатор, а в центральной части, за кабиной летчика поставили водяной радиатор. Зимой в масло добавляли бензин, а в воду — антифриз.
Летно-технические характеристики Як-7
Технические характеристики самолета обусловили его маневренность и долговечность. Они представлены в таблице ниже.
Модификации самолета
Последующие преобразования самолета были поистине удивительны. Но они диктовались военной необходимостью и теми недостатками, которые имела первая модель.
Як-7Р
Это модель реактивного истребителя-перехватчика. Решение о его изготовлении было принято после проработки многих эскизов конструкции. Построение этой модели на базе Як-7 было уместным, так как позволяло это сделать в кратчайшие сроки. Силовая установка включала два прямоточных воздушно-реактивных двигателя (ПВРД), а также ракетный жидкостный мотор.
ПВРД — основные моторы, которые находились под крылом машины, а дополнительный ракетный двигатель использовался для набора скорости во время преследования цели, он располагался в хвосте самолета. Основные двигатели работали на бензине, а дополнительный — на керосине. Были установлены 4 бензобака в крыльях, 2 керосиновых емкости разместили за кабиной пилота, также там находился сосуд с азотной кислотой, нужной в качестве окислителя.
Колесо в хвосте в этой модели поменяли с резинового на металлический ролик, кабина летчика была выдвинута немного вперед, из-за чего стал длиннее сам самолет на 1,32 метра. Из-за установки двигателя в хвосте был переделан руль управления. На самолет было установлено 2 пулемета типа УБС, оснащенных 200 патронами.
К сожалению, реализовать эту модель самолета не удалось из-за отсутствия хороших ПВРД в военное время, однако вопросы, которые появились во время ее разработки, послужили фундаментом для наращивания знаний при проектировании силовых установок с реактивными двигателями.
Як-7А
В данной модификации немного изменена конструкция планера и установлена новая радиостанция. Было выпущено 277 таких моделей в 42 году.
Радиостанция состояла из приемника, передатчика и щитка управления. Передатчик располагался за сиденьем пилота, а приемник — на приборной доске, щиток сверху пульта кабины. Все части радиостанции соединялись проводами с экранированным покрытием.
Значительно были улучшены аэродинамические характеристики машины. Колесо в хвосте сделали убирающимся, а отверстие в корпусе после его уборки прикрывалось специальным щитком. В результате улучшения аэродинамики добились увеличения максимальной скорости самолета по сравнению с базовой моделью:
- с лыжным шасси на 10 км/:
- с колесным шасси на 20 км/ч.
Вооружение модели 7А осталось таким же, как у Як-7. Самолет неплохо продемонстрировал свои качества в боях с противником. Герой Советского Союза И. И. Клещев сбил на нем 163 вражеских самолета.
Як-7Б
Эта модификация машины была выпущена в самом большом количестве, всего было произведено 5120 самолетов. Это было продолжение усовершенствования предыдущей модели — 7А. Еще лучше стали аэродинамические характеристики, оснащение новейшим вооружение, которое состояло из 2 пушек ШВАК со 120 снарядами, 2 пулеметов УБС с 400 патронами. Кроме того, под крыло подвешивалось 6 РС-82 или 2 бомбы массой от 25 до 100 кг.
Добились значительного улучшения летных характеристик модели по сравнению с 7А (скорость до 532 км/ч у земли), несмотря на увеличение полетной массы. Самолет во время серийного изготовления постоянно совершенствовали конструктивно и оснащали новым вооружением и спецоборудованием.
Были и другие модификации, разработанные на базе Як-7. А именно:
- ЯК-7ГК — истребитель-перехватчик;
- ЯК-7Д — истребитель;
- ЯК-7ДИ — дальний истребитель;
- Яковлев ЯК-7М — пушечный истребитель;
- Яковлев ЯК-7П — истребитель;
- Яковлев ЯК-7ПД — опытный истребитель;
- Яковлев ЯК-7-37 — истребитель с 37-мм пушкой.
Самолет полностью соответствовал нуждам фронта, принимал участие во всех крупных сражениях. Постепенно, начиная с 42 года, стали применять на фронте Як-9, и он постепенно вытеснил Як-7 , став самой массово применяемой моделью самолета в военное время.