Яковлев Як-23
Як-23 — один из первых реактивных самолетов, созданных сразу после войны. В 1947 году правительство закупило в Англии моторы с центробежными компрессорами, и дало задание ряду ОКБ создать под эти двигатели самолёты. Яковлеву поручалось изготовить истребитель с прямым крылом. В этом поручении усматривали мнение самого Яковлева, который предвзято относился к стреловидному крылу и поскольку он имел хороший авторитет, то его пожелания были учтены.
Содержание
История создания
Яковлев принял решение создавать сразу два самолёта: Як-25 создавался официально по техническому заданию, а другая машина — Як-23 был более легкий и мобильный, он производился вначале в порядке инициативы и не афишировался. Як-23 создавался на основе уже отработанной на Як-15 и Як-17 реданной схеме, но он создавался с нуля и поэтому имел уже полноценный фюзеляж в виде полумонокока. На этом самолете использовали крыло с ламинированным профилем и щелевыми закрылками, а также вооружение, состоящее из 2 пушек, размещенных внизу передней части корпуса под мотором.
Самолет Як-23 непродолжительное время оставался в «тени», в 1947 году министерство авиапромышленности выпустило указ, в котором предписывалось закончить его производства к 15 июня, и концу месяца произвести его отработку. В ОКБ Яковлева как всегда соблюли эти сроки, в июне была собрана первая опытная машина, и через месяц был выполнен первый полет, и 3 августа показан на параде в Тушино. Летчиком был Иванов, который совместно с ведущим инженером участвовал в заводских испытаниях, окончившихся 24 сентября. Было отмечено, что максимальная скорость машины 932 км/ ч и она позволяет делать всяческие фигуры пилотажа.
Самолет был представлен на Госиспытания, они проходили в ноябре. Для этого был изготовлен другой истребитель. Результаты Государственных испытаний выглядели очень хорошо. Были произведены 2 воздушных учебных боя с бомбардировщиком Ту-12, по результатам которого сделан вывод о том, что Як-23 весьма успешно борется с самолётами истребителями нового поколения противника. В акте Госиспытаний было написано, что самолёт по характеристикам превосходит МиГ-9 и Су-9, уступая им лишь по времени «уменьшению скорости». Истребитель Як-23 должен был быть принят на вооружение.
Катастрофа во время парада
Самолёт, который участвовал в Госиспытаниях, бы утерян в таинственной аварии в 1948 году, когда была репетиция парада в Тушино. Все самолёты поднялись в воздух и пролетали друг за другом мимо трибуны на высоте более 100 метров. И вдруг в Як-23, который управлялся Ивановым, врезался большой предмет. При этом отвалилась консоль самолета, и он начал терять высоту, летчик от удара также был выброшен из самолёта и погиб.
Анализ происшествия показал, что у Ту-14, который летел впереди и намного выше отвалился от руля поворота балансир и, отлетев по «странной» траектории, попал в Як-23.
Дальнейшая судьба Як-23
Почти год Як-23 не был запущен в серию, на этом решении сказались отмеченные в ходе государственных испытаний его недостатки, а также в это время уже появился Як-25 и он был лучше по многим характеристикам. Также в начале 48 года были произведены испытания других машин, которые также показали преимущества перед Як-23. И вот уже считалось, что на этом проекте был поставлен крест, но в конце года, всё же, правительство решило отправить эту машину в серийное производство.
Выпускать Яковлев Як-23 стали в Тбилиси на заводе № 31 где, уже производили Як-17 в начале 1949 года. Первые машины Як-23 были изготовлены лишь в октябре, поскольку в это время параллельно были запущены в серию ещё другие самолёты на заводе. До конца 1950 года было произведено 310 истребителей Як-23 с моторами РД-500.
В 1950 году, месяц проходили военные испытания произведенных серийных самолетов Як-23 на аэродроме недалеко от города Грозный.
Отзывы летчиков об этой машине были неплохие, он предназначался для проведения боевых действий на небольших и средних высотах. Отмечалось, что самолёт прост в эксплуатации, и может быть применен на аэродромах с грунтовыми взлетными полосами. Среди недостатков, которые выявили в ходе испытаний самолёта:
- попадание дыма в кабину летчика от двигателя;
- неустойчивость машины при быстром увеличении тяги двигателя;
- не срабатывала система аварийного сброса фонаря.
Самолет Як-23 не использовался широко в то время в СССР, но много машин было отправлено в страны социалистического содружества. Там самолёт получил высокую оценку и способствовал развитию авиации этих стран. Фото Як-23 вы можете видеть ниже.
Як-23 в Польше
В Польшу Як-23 были отправлены в конце 1950 года, всего она получила свыше 100 машин. Они доставлялись в контейнерах, в разобранном виде, наземным транспортом на аэродром Бемов. Собирали их советские специалисты, при этом также и инструктировали поляков. Испытание собранных машин также выполняли советские летчики. Из Польши 12 летчиков были командированы для прохождения обучение на Як-17 и Як-23. Потом эти летчики уже готовили своих коллег для пилотирования на реактивных самолетах. В 1951 году Як-23 был впервые продемонстрирован во время авиашоу на варшавском аэродроме, где летчики, которые их пилотировали показали высший пилотаж.
Польские летчики хорошо отзывались о Як-23. Они считали, что ты это очень маневренный истребитель, особенно ценилось его качество садиться на необустроенных полосах. Также отмечалось хорошая мощность у двигателя, которая была даже избыточной.
Як-23 в Болгарии
В Болгарию Як-23 использовались, начиная с 1951 года, всего было передано в эту страну более ста машин.
Самый первый облет самолета в этой стране оказался неудачным. Самолеты поступали на аэродром Граф-Игнатиево, оттуда пилот В. Величков поднял его в воздух, но вдруг отказал двигатель. К счастью, летчик смог посадить машину на соседнем поле. Больше никаких происшествий в этой стране с самолетом не происходило.
Як-23 в Румынии и других государствах
В Румынии Як-23 использовались с 1951 и до конца 50-х, здесь их также применяли для перехвата нарушителей. Всего в страну было передано свыше 40 машин, они здесь были первыми реактивными самолетами, которые пришлось осваивать местным летчикам.
Машины поступали также в Венгрию и Албанию, начиная с 1950 года, и эксплуатировались там 5—6 лет.
След Як-23 в истории
Данный самолёт изготавливался в небольших количествах. Однако увидеть его возможно в музеях России и стран бывшего соцлагеля:
- в Монино в России;
- ОКБ Яковлева, там стоит двухместный вариант;
- в Польше есть 5 самолётов: в Варшаве и Кракове.
- в Чехии;
- В Болгарии, в Пловдиве.
Характеристики и конструкция Як-23
Истребитель Як-23 представляет собой полумонокок, среднеплан, изготовлен из сплава Д16Т. Корпус самолёта имеет обшивку толщиной 0,8-1,8 мм, дополнительно за двигателем есть обшивка из огнеупорной стали для защиты корпуса от горячих газов, которые выходят из сопла мотора. Носовая часть корпуса отсоединяется, что дает возможность персоналу подобраться к двигателю.
Силовая установка состоит из мотора типа РД-500 и топливной системы, размещенной в пяти основных емкостях, размещенных в фюзеляже и 2-х запасных. Кабина лётчика выполнена негерметичной с катапультируемым сиденьем, лобовая ее часть защищена бронестеклом.
Фонарь имеет аварийный сброс, кабина проветривается подающимся из воздухозаборника воздухом. Имеется система обогрева кабины и система подачи кислорода. Фюзеляж разделен на три части:
- топливный бак в центре;
- кабина пилота;
- оснащение и бак с топливом.
Каркас крыла имеет двухлонжеронный тип. Обшивка сделана из дюралюминия, толщина ее составляет 1,2–1,8 мм. Крыло имеет закрылки щелевого типа и элероны. Шасси 3-х опорное, 2 основные опоры и прячутся в полете в крыло, а передняя прячется в носовую часть корпуса. Все технические характеристики Як-23 сведены в таблицу.