Приводнение Ту-124 на Неву

21 августа 1963 года в небе над Ленинградом произошла катастрофа Ту-124. Так случилось, что воздушному судну пришлось вынужденно приземлиться на Неву. Во всем мире таких приводнений произошло 11 случаев, а данный – один из четырех, который обошелся без жертв.

Как все происходило

Маршрут «Таллин – Москва» 21 августа 1963 год. Из аэропорта «Юлемисте» в 8 часов 55 минут вылетел новый пассажирский самолет Ту-124 авиакомпании «Аэрофлот» и взял курс на аэропорт Внуково.

Прошло уже какое-то время после взлета, когда экипаж корабля заметил, что передняя опора шасси не на месте, ее заклинило. В Таллине посадка была невыполнима из-за сильной туманности, а ближайший аэропорт только в Ленинграде в аэропорту Шоссейная (в настоящее время Пулково). Диспетчеры решили не отправлять самолет в Москву. Ту-124 на малой высоте полетел до Ленинграда. К приему самолета были готовы все экстренные службы аэропорта Шоссейная.

Посадка Ту-124 на Неву
Ту-124 авиакомпании «Аэрофлот», аналогичный участвовавшему в происшествии

Прибыли пожарная машина и скорая помощь, так как воздушное судно должно было приземлиться на грунтовую полосу, «на брюхо». Все дело в том, что аварийную посадку с неисправным шасси можно посадить только на специальной вспаханной, грунтовой полосе. Только так можно избежать взрыва и возгорания от искр при приземлении. Вот такая полоса была в городе — на Неве.

В 11 часов самолет подлетел к Ленинграду и кружил над городом на высоте 500 метров, чтобы истратить больше топлива. Если при приземлении вдруг случится пожар, то малое количество горючего уменьшит вероятность его при посадке. Специалисты аэропорта попросили в очередной круг пролететь прямо над аэродромом, чтобы с земли рассмотреть, а что же все-таки произошло. Так они подтвердили предположение экипажа. А такая малая высота тоже была выбрана для большей безопасности пассажиров и экипажа, да и топливо быстрее тратится. Все время полета бортмеханик пытался изо всех сил как-то извлечь, выпустить шасси при помощи шеста, через пробитое отверстие в полу кабины. Но никакие усилия не увенчались успехом.

В 12 часов 10 минут самолет совершал восьмой круг, до аэропорта 21 километр, по показаниям топливомера топлива осталось ровно столько, чтобы долететь до аэропорта, около двух с половиной тонн (по другой версии 750 литров). Вдруг левый двигатель перестал работать, топливо было, но перестало поступать. Экипажу Ту-124 поступило разрешение на перелет через город, но через небольшой промежуток времени отказал и второй двигатель, прямо над Смольным.

Катастрофа Ту-124

Так получилось, что самолет планировал на низкой высоте над центром города, под угрозой оказались все, кто там был в тот момент. Не было другого варианта, как приводнение Ту-124 на Неву. Командир доверил управлять воздушным судном второму пилоту, так как он раньше служил в морской авиации и имел опыт посадки самолета на воду.

Воздушное судно начало снижаться:

  • вот уже близко над крышами домов;
  • над Малоохтинским проспектом;
  • на высоте 90 метров Литейный мост;
  • в 40 метрах от воды миновал Большеохтинский;
  • над строящимся мостом Александра Невского (на высоте 4 метра), рабочие от испуга прыгали в воду.

В конце концов, самолет приземлился около Финляндского железнодорожного моста.

С одной стороны — мост Александра Невского, с другой — железнодорожный мост, на левом берегу — Александро-Невская лавра, на правом берегу – улица Таллинская. Как раз в этом месте ширина реки приблизительно 400 метров. Перед посадкой второй пилот очень грамотно повел самолет, посадил плавно, ровно, и нос самолета не нырнул в воду, и самолет не получил сильнейший гидроудар. А командир за это короткое время поседел.

Читайте также:   Катастрофа Ту-154 над Черным морем

В это самое время неподалеку проходил паровой буксир, который чудом избежал столкновения, и он помог оттянуть самолет к правому берегу Невы к заводу «Северный пресс». Чтобы укрепить буксировочный трос в носовой части самолета разбили стекло. На берегу, по счастливой случайности оказались деревянные плоты. Крыло самолета положили на эти плоты, и получился неплохой переход на берег. Всех пассажиров (на борту их было 44 человека, из них двое детей) и семь членов экипажа удалось эвакуировать и отправить в Москву.

Бортпроводникам нужно аплодировать в данной ситуации, на их долю выпало успокаивать волновавшихся пассажиров, отвечать на их вопросы. Непонятно, как удалось сохранять спокойствие, зная, что все находятся на волосок от гибели. Никакой паники не было не во время полета, ни при выходе на берег, но когда очутились на суше, только тогда начали понимать, что совсем недавно они были на волосок от гибели. Экипаж воздушного судна сразу отправили на допрос в КГБ, а пассажиров в аэропорт.

Видео
Экипаж ТУ-124 б/н СССР-45021. Слева направо: борт-механик В.Смирнов, штурман В.Царёв, бортрадист И.Беремин, командир воздушного корабля В.Мостовой и второй пилот В.Чеченев

Немного позднее

В самолете оказались пробоины, и через них вода подтапливала судно, хоть специальная техника с водосливом и старались выкачивать воду, но она прибывала быстрее. К утру лайнер все-таки утонул. На следующий день воздушное судно буксиром оттащили к Шкиперскому протоку, там, где находится военная часть. Самолет вывели в расход из-за неисправностей и отправили в Тамбовскую область, в разобранном состоянии. Он до 90-х годов служил в Кирсановской авиашколе как тренажер для курсантов училища.

Аварийная посадка

Дальнейшие события

После того как произошла посадка Ту-124 на Неву, комиссия, которая расследовала обстоятельства нештатной ситуации возложила всю ответственность на экипаж. Даже объявили строгий выговор и уволили. Но в связи с успешной посадкой, отсутствием жертв и шумихи в зарубежной прессе, было принято решение не наказывать летную бригаду.

Экипаж Ту-124 хотели наградить орденами Красной Звезды, но указ о награждении так и не был подписан. Через некоторое время администрация «Аэрофлота» предоставили двухкомнатные квартиры капитану и штурману воздушного судна. Также был награжден капитан буксира, который помогал, когда случилась аварийная посадка. Он получил почетную грамоту и часы.

Командир после этого случая до 1978 года работал в авиаотряде №200, потом начальником смены в аэропорту «Внуково» до 1988 года, вскоре случился инфаркт и он ушел на пенсию. В 1989 году со своей семьей уехал жить в Израиль, где работал на фабрике рабочим, в 1997 году умер в Кирьят-Гате.

После удачной посадки второй пилот долгое время работал командиром воздушного судна, а потом летчиком-инструктором. В гражданской авиации пользовался огромным уважением и авторитетом. Умер в 2002 году.

По прошествии 35 лет, по телевидению проходила передача «Как это было». В ней участвовали герои тех событий, там был и второй пилот, который говорил, что пока экипаж занимался ремонтом шасси во время кружения вокруг Ленинграда, увлекшись, забыли про топливо, и до аэропорта могло его не хватить, да и датчики неправильно показывали расход и остаток находящегося топлива в баках.

Читайте также:   Крушение Ту-204 во Внуково

В настоящее время очень много материалов о том чудесном приводнении. В 2015 году снят документальный фильм «Посадка Ту-124 на Неву», широко освещены события того далекого августовского дня. Много фотографий и видео до нынешних дней хранится под грифом «секретно» в архивах органов Государственной безопасности. Яркая страница в истории нашей авиации, это пример мужества и самообладания пилотов.

Несмотря на удачное приземление самолета Ту-124, по сей день всем воздушным судам строго запрещено пролетать над Ленинградом. Но такой замечательный опыт данного экипажа произвел сильное впечатление на пилотов всего мира. Сейчас аварийная посадка на воду отрабатывается во многих авиакомпаниях на тренажерах. Этот август 1963 года навсегда запомнился ленинградским жителям, которые все это смогли увидеть своими глазами.

То, что случилось с воздушным судном Ту-124, это четвертый раз за всю историю авиации, все остальные случаи сопровождались гибелью людей и крушением самолетов, и неудивительно. Скорость самолета около 400 километров в час, при снижении и столкновением с водой воздушное судно переломилось бы как спичка. Очень не просто совершить такую виртуозную посадку, когда на счету секунды.

Приводнение Ту-124 на Неву
ТУ-124 приводнение на Неву

Причины происшествия

Ту-124 – это новый самолет, проектирование и испытания проходили в сжатые сроки, и поэтому имеется много маленьких недоработок. Вот одна такая мелкая деталь и сыграла роковую шутку. Оказывается, когда самолет взлетал, у него отвалился из переднего шасси болт, его потом нашли на взлетно-посадочной полосе.

Вот, кажется совсем маленькая деталь, но, как оказалось, играет важную роль в судьбе воздушного судна. Без него шасси не смогло принять правильное положение и его заклинило. При таких неисправностях самолет при посадке, скорее всего, перевернулся бы. Так что единственный способ — приводнение, притом удачное, спасло много жизней.

Вторая причина, которая могла привести к трагедии, это неисправность топливомера, который выдавал неправильные данные об имеющемся количестве горючего. Такой дефект часто встречался в самолетах того времени, и о нем прекрасно знали все пилоты, поэтому они всегда заправлялись большим количеством топлива, чем нужно. Но не в этот день. Притом что в данном случае пилоты специально наматывали круги над городом, хотели истратить больше горючего и оставить минимум для того только, чтоб долететь до аэропорта. Прибор соврал и пилоты в надежде, что топлива хватает, могли потерпеть крушение прямо в центре Ленинграда.

Итак, приводнение лайнера на Неву – это один из первых случаев счастливого приземления.

В мире удачных насчитывается около четырех. Экипаж, зная всю ситуацию, невероятными усилиями посадили самолет в центре Ленинграда. Авиакатастрофы избежали, никто не пострадал. Поднять самолет в воздух и посадить его — это самые опасные и трудные моменты всего полета. В кино обычно хлопают, но хлопать нужно, когда воздушное судно не только приземлилось, но и остановилось и заглушило моторы. Нередко маленькая деталь является причиной аварийной ситуации и гибелью людей.

Добавить комментарий

4 + десять =