Крушение Ту-154 на Шпицбергене

Трагическое происшествие возле Оперной горы или катастрофа Ту-154 на Шпицбергене повергла в шок многих людей и навсегда вошла в историю как крупнейшая по количеству погибших на территории Норвегии. Авиалайнер совершал чартерный рейс из столицы России в город Лонгйир (Норвегия). Основная часть пассажиров – это жители двух крупных поселков.

катастрофа Ту-154 на Шпицбергене

Что же произошло?

Управлял самолетом достаточно молодой, но опытный экипаж, состоящий из 11 человек. Полет носил стандартный характер, и ничего не предвещало отклонений от нормы, однако при заходе на посадку местного аэровокзала возникли непредвиденные обстоятельства, которые привели к крушению авиасудна.

В одночасье была трагически прервана жизнь 141 человека, в числе которых были и дети. После столь страшного происшествия был закрыт поселок под названием Пирамида. Начался период длительных расследований и разбирательств.

Подробнее о катастрофе

Если говорить о характеристиках воздушного судна и экипаже, который вел его, стоит акцентировать внимание на следующих факта:

  1. Данный авиалайнер впервые «стал на крыло» в середине января 1987 года. Он был сконструирован на самарском авиазаводе. Практически на следующий день после официального выпуска самолет был передан в распоряжение компании «Аэрофлот» и шел в первый рейс.
  2. Экипаж имел за плечами огромный опыт работы на авиасудах разной модификации. Николаев Е.А. (45 лет) являлся КВС самолета. Он имел огромный опыт, связанный с работой пилотом-инструктором на таких же авиалайнерах, около 6.2 тыс. часов общего времени полетов и около 2 тыс. часов конкретно на этом самолете. Его «правой рукой» был Сударев Б.Ф. (58 лет), он был пилотом первого класса, также имел опыт инструктирования, а его общее время полетов составляло около 20 тыс. часов. Не менее значимой персоной был штурман Акимов И.П. (50 лет), налетавший к тому моменту почти 14 тыс. часов. Также в самолете находились бортинженер Карапетров А.М. (38 лет), 5 бортпроводников в возрасте от 26 до 41 года, авиамеханики Алексеев Г.А. (56 лет) и Душкин А.М. (24 года).
Читайте также:   Черный ящик самолета, разбившегося в Египте

крушение Ту-154 на Шпицбергене

О деталях случившегося

Это был обычный чартерный рейс, который выполнялся по заказу компании «Арктик-уголь». Она являлась владельцем шахт, расположенных в двух основных поселках на Шпицбергене (Пирамида и Баренцбург), и систематически пользовалась услугами авиаперевозок. Аэровокзал «Свальбард» был знаком командиру экипажа благодаря опыту посадок на его территории. Второй пилот на тот момент не имел большого опыта, но пилотирование осуществлял именно он.

Из столицы России самолет вылетел в 6 часов 44 минуты по местному времени. Длительность перелета в среднем составляла 3.5 часа. На начальном этапе полет проходил в нормальных условиях при стандартной скорости 500 км/час. Когда конечная цель была близка, изменились погодные условия – снизилось атмосферное давление, начался ливень, порывы ветра составляли от 28 до 56 км/час, видимость существенно снизилась до 6 м.

Посадка должна была осуществляться на главный и единственный хаб, который обслуживал весь архипелаг. Располагался он на побережье, окруженный практически со всех сторон горным массивом. Все взлеты и посадки приходились на единственную полосу.

Перед тем как заходить на посадку, экипажем была запрошена информация о параметрах видимости, но по каким-то причинам связь с диспетчерами отсутствовала. Немного позже пришло сообщение о разрешении снижаться до уровня 1 тыс. 800 метров.

Командир дал запрос о разрешении использования ВПП под номером 10, но ответа опять не поступило. Ответ поступил позже, и в нем шла речь о погодных условиях и полосе номер 28. Диалоги заходили в тупик из-за непонимания. Запрос повторного характера также не увенчался успехом. Далее следовал ряд действий, которые и привели к ужасающим последствиям:

  • использовались полетные карты устаревшего образца;
  • были установлены лишь радиокомпасы на отметке 283 градуса, про магнитный курс было забыто;
  • не были запрошены данные радиомаяка азимутального характера;
  • процесс снижения проходил в режиме автоматической стабилизации, а навигация полностью производилась штурманом.
Читайте также:   Столкновение ТУ-134 над Днепродзержинском

На высоте 1 тыс. 524 метра борт начал снижение и приступил к развороту на 160 градусов, но по причине сильного ветра курс был изменен на 5 градусов, в результате чего электронный механизм сообщил о сбое в системе касаемо управления тангажом. Он был выключен на 1 минуту, но затем опять включен.

В 8 часов 17 минут самолет пошел на разворот до отметки 300 градусов при отклонении в 155 градуса. Диспетчеру сообщили об удалении, равном 8 милям, он подтвердил информацию, это последнее, что обсудили в эфире.

В дальнейшем экипаж постоянно регулировал угол разворота для осуществления точной посадки, но при выполнении маневра в левую сторону авиасудно попало в зону турбулентности, которую создали окружающие аэропорт горы. С этого момента включилась сигнализация, предупреждающая о быстром сближении с земной поверхностью, ее последнее предупреждение прозвучало за 9 секунд до момента столкновения с горой.

В итоге крушение Ту-154 на Шпицбергене произошло на высоте около 907 метров при удаленности от аэропорта около 14.2 км. Выжить не удалось никому.

Если вам интересно, что чаще всего становится причиной авиакатастроф, рекомендуем посмотреть видео, представленное ниже.

Добавить комментарий

девять − 5 =