Крушение Ту-154 под Хабаровском
Начало декабря 1995 года навсегда вошло в память как время, когда произошла катастрофа Ту-154 под Хабаровском. 7 декабря лайнер осуществлял обычный пассажирский рейс из Хабаровска в Новосибирск через Южно-Сахалинск и Улан-Удэ. Вследствие определенных обстоятельств сошел с курса и упал, предварительно врезавшись в гору Бо-Джауса. Количество жертв составило 98 человек вместе с членами экипажа.
Подробнее о трагедии
Самолет был выпущен на Куйбышевском авиазаводе и летом 1976 года передан под юрисдикцию Мингражданской авиации, которая отдала лайнер компании «Аэрофлот». Весной 1993 года прошел этап доработки.
За весь период его эксплуатации были произведены 4 крупных ремонта (проведена замена двигателей и другие дополнительные работы), постоянно проходил техобслуживание в соответствии с требованиями. За почти 20-летний «стаж» совершил около 14 тыс. циклов взлета и посадки, общее время налетов составило 30.1 тыс. часов.
Данный экипаж был известен в своих кругах опытностью и умением находить решения в критических ситуациях. Возглавлял управление воздушным судном Сумароков В.К. (46 лет), налетавший 12,2 тыс. часов из них 5 тыс. часов на лайнерах данного типа. Весь коллектив был молод и полон сил, в работе не наблюдались инциденты и происшествия.
Как произошло крушение
Вылет был запланирован на 6 часов 45 минут утра из аэровокзала Хабаровска. Экипаж прошел необходимый предполетный инструктаж, было проведена соответствующая техпроверка, залито нужное количество топлива.
Резкое ухудшение погодных условий в Южно-Сахалинске привело к задержке вылета на 4.5 часа. Вылет разрешили лишь в 13 часов 38 минут. До места первой посадки авиалайнер добрался без происшествий. В Южно-Сахалинске стоянка длилась на протяжении двух часов, самолет не нуждался в дозаправке, поэтому никаких действий в этом плане произведено не было.
На воздушном судне находились пассажиры в количестве 90 человек, а также багаж весом 6.7 тыс. кг, в топливном баке содержалось 15.2 тыс. кг горючего (отклонений в центровке не выявлено). Временем вылета с территории аэровокзала было 16 часов 43 минуты.
В самописце была найдена запись разговора экипажа, касающуюся оценки расходуемого топлива в баках. Был включен автопилот для решения вопроса, но в параллельно с этим обнаружилась несимметричность самолета. В связи с этим экипаж принял решение провести перекачку топлива в ручном режиме, чтобы обеспечить приемлемый баланс и избежать крена.
В итоге общее количество топлива в первом и втором баках составляло около 6.9 тыс. кг, а в третьем — 6.7 тыс. кг. В 5 часов вечера командир связывался с диспетчерами и передавал некоторые данные, а после перестал выходить на связь.
К 17 часа 06 минутам правый крен был равен около 15 градусам, и началась предпосадочная подготовка, но уже через минуту показатели крена имели максимально допустимые значения, а его градус увеличился до 45. Ситуацию пытались контролировать, но безуспешно.
Когда показатель правого крена составил 75 градусов, авиалайнер вошел в крутую спираль с резким нарастанием скорости снижения и с отрицательным углом тангажа. Начался ряд хаотичных действий со стороны экипажа, связанных с перемещением штурвала, согласно инструкции при аварийных ситуациях, что стало основанием для утверждения о возникновении потери пространственной ориентировки.
Сначала лайнер пикировал с креном в 70 градусов и скоростью 1000 км/час, а в 17 часов 8 минут произошло фатальное столкновение с горой, забравшее жизни всех присутствующих на борту.
Погодные условия и короткий световой день усложняли поиск самописцев и проведения самого расследования в целом. Комиссия подвела итоги и пришла к следующим заключениям:
- несвоевременное обнаружение крена;
- отвлечение от главной ситуации в сторону решения предпосадочного вопроса;
- неравномерное распределение веса топлива по бакам.
По данным, полученных их самописцев, у пилотов длительный период отсутствовала реакция на сообщения, исходившие от панели, предупреждающей о наличии проблем с креном. По какой-то причине они были проигнорированы. Предлагаем вам посмотреть видео о наиболее распространенных причинах крушения самолетов, оно представлено ниже.