Аварийная посадка Ту-154 в Ижме 7 сентября 2010 года

Авиационное происшествие в 2010 году с авиалайнером Ту-154М, принадлежавшем компании «Алроса», не только потрясло весь мир, но и помогло убедиться в профессионализме и находчивости российских пилотов. В этой статье поговорим подробнее о случившемся.

аварийная посадка Ту-154 в Ижме

Что же произошло?

Лайнер должен был доставить пассажиров из города Удачный в одну из московских пристаней. Взлет удалось произвести удачно, однако примерно через 3.5 часа пилоты заметили отключение бортовых приборов и систем из-за полного отключения электропитания.

Более того, авиалайнер не мог добраться до пункта назначения и даже приземлиться в ближайшем запасном аэропорту, так как отключился даже электропривод, предназначенный для доступа топлива в насосы. На пути следования был всего лишь один аэроузел в Ижме, однако аэропорт был давно выведен из эксплуатации и не имел пригодной для взлета и посадки полосы.

Времени на размышления не было, поэтому вынужденная аварийная посадка Ту-154 в Ижме была произведена по решению членов экипажа, причем весьма благоприятно. Только профессионализм и опыт пилотов, помог посадить авиалайнер на аэродроме, не имевшем светосигнальных приспособлений и действующей радиостанции.

Посадка лайнера, конечно, была выполнена «наудачу», ведь самолет не смог остановиться в пределах ВПП, ему пришлось преодолеть примерно 165 метров, чтобы окончательно остановиться в лесной чаще. Навыки, выдержка и умение держать себя в руках пилотов помогли сохранить жизни всем находившимся на борту, это были:

  • 72 пассажира;
  • 9 членов экипажа.

посадка Ту-154 в Ижме 7 сентября 2010 года

Хронология происшествия

Авиалайнер Ту-154 вылетел из Удачного в Москву по расписанию ровно в 3 часа 25 минут. Примерно в 7 часов утра, пребывая на высоте в 10600 метров, экипаж отметил отсутствие электрического напряжения из-за неполадок в работе аккумуляторных батарей. Запаса топлива оставалось примерно на 25 минут полета, так как использовать возможно было только оперативный запас топлива, рассчитанный на 3300 кг.

Читайте также:   Катастрофа А321 над Синайским полуостровом

Экипаж принял решение о снижении высоты до 3 тыс. метров, чтобы попробовать активировать работу ВСУ для запуска резервного генератора. Конечно, эта была рискованная попытка, но иначе невозможно было перекачать топливо из баков, расположенных в крыле, в топливную систему фюзеляжа, так как электропривод насосов был отключен.

Экипаж передал сообщение о поломке незамедлительно. Но как только авиалайнер снизил высоту, наземные службы не имели возможности связываться с самолетом. Пилоты фактически терпящего крушения лайнера, оказавшись без поддержки наземных служб, были вынуждены самостоятельно принимать решение для спасения пассажиров.

Благодаря снижению высоты пилоты вывели самолет из зоны облачности, что позволило им визуально подобрать самый удачный участок для приземления. Случайно обнаруженный аэропорт вблизи Ижмы, можно сказать, оказался настоящим спасением.

Даже несмотря на то, что ВПП неэксплуатируемого аэроузла, обладала длиной всего лишь в 1325 метров, то есть не остаточной для посадки большого авиалайнера, экипаж принял решение о приземлении самолета именно в этом месте. Ориентиром для пилотов выступал лишь визуальный контакт, так как бортовые системы и оборудование не работали.

Перед посадкой члены экипажа пересадили пассажиров таким образом, чтобы аварийные выходы оказались полностью открытыми. Так как управлять закрылками и предкрылками из-за отказа электрооборудования не удавалось, норма посадочной скорости оказалась примерно в 380 км/ч, учитывая, что в обычных условиях данный показатель не должен превышать 260 км/ч.

посадка Ту-154 в Ижме

Подробнее об аварийной посадке

На посадку авиалайнер заходил дважды, чтобы визуально оценить состояние взлетно-посадочной полосы. И только с третьей попытки была произведена успешная аварийная посадка Ту-154 в Ижме 7 сентября 2010 года. Как ранее мы уже отметили, пострадавших на борту не оказалось, все были выведены из самолета при помощи специальных надувных трапов, используемых в аварийных ситуациях, включая и пассажирку, находящуюся на момент аварии в положении.

Читайте также:   Катастрофы ТУ-134

В результате вынужденной аварийной посадки корпус авиалайнера, конечно, был поврежден. Никакое мастерство и профессионализм не смогли бы уберечь технику при таких критических обстоятельствах.

Изначально владельцы самолета приняли решение о полном списании техники, ведь после осмотра состояния лайнера специалисты отметили, что заменить необходимо одновременно 2 мотора, которые пострадали от веток в момент приземления.

Но после размышлений было принято решение о полной реставрации лайнера. Длительность ремонтных работ заняла менее года, и летом 2011 года воздушный транспорт начал вновь обслуживать регулярные маршруты. В настоящее время полностью отремонтированный самолет эксплуатируется по основному назначению.

Удачному приземлению все находившиеся на борту в первую очередь обязаны профессионализму и находчивости пилотов. Однако отдельную благодарность стоит выразить рядовым сотрудникам авиации, которые длительное время приводят в порядок ВПП, в частности, следят, чтобы на полосе не оказалось посторонних предметов и борются с сорняками, несмотря на то, что аэроузел по-прежнему не занимается обслуживанием воздушного транспорта.

Добавить комментарий

двадцать + двадцать =