Катастрофа А321 над Синайским полуостровом
Ужасающая катастрофа А321 над Синайским полуостровом, произошедшая осенью 2015 года, до сих пор будоражит мировую общественность. Страшная трагедия постигла воздушный транспорт, на борту которого находились 224 пассажира, принадлежащего авиакомпании под названием «Когалымавиа».
Содержание
Хроника происшествия
Причина авиакатастрофы, отнявшей жизни всех, кто находился на борту, согласно одной версии, была отмечена как теракт. Попробуем восстановить в памяти, как происходило расследование, а также какие факты удалось подтвердить экспертам.
Воздушный транспорт, принадлежащий авиакомпании «Когалымавиа», следующий в Санкт-Петербург из Шарм-эль-Шейха, потерпел страшное крушение, пробыв в воздухе всего лишь 20 минут. Катастрофа «Когалымавиа» произошла вблизи Синайского полуострова. Большая часть пассажиров были гражданами Российской Федерации.
Отклонения от нормального движения стали заметны еще на высоте 9411 метров. На тот момент лайнер сохранял скорость движения 755 км/ч. Самолет рухнул на землю в 6:14 по местному времени с высоты 8512 метров на скорости 115 км/ч. В результате удара самолет был полностью разрушен.
Останки авиалайнера и тел людей, находившихся на борту, были обнаружены в центре полуострова между Эль-Канталой и Эль-Лаксимой. Крушение произошло в 50 км от города Нехель.
Обломки оказались разбросанными на территории площадью около 30 км.
Также на борту воздушного транспорта летело трое подданных Украины и один белорус. Как ранее уже было отмечено, выжить в страшной трагедии не удалось никому, поэтому крушение самолета над Синаем было отмечено как с крупнейшее, имеющее место в российской и советской авиации.
Как только стало известно о свершившейся трагедии, российский следственный комитет возбудил по факту трагедии сразу же 2 уголовных дела. Представители следственного комитета, производя первоначальное расследование, отметили 2 версии, которые могли стать причиной крушения аэробуса:
- техническую неисправность лайнера;
- неверные действия, предпринятые экипажем.
Причина трагедии
Ответственность за трагический инцидент практически сразу же взяли на себя боевики, входящие в террористическую организацию Исламского государства. Однако данная причина была рассмотрена как представителями «Росавиации», так и в Министерстве транспорта России в качестве недостоверной.
Президент России выступил с комментарием относительно происшедшей катастрофы через 55 часов, принеся искренние соболезнования близким погибших и отметив, что расследование крушения будет продолжаться в полном объеме. О причастности террористической организации было отмечено в заявлении Александра Бортникова, занимавшего должность главы ФСБ.
Бортников отметил, что, вполне возможно, причиной крушения стал взрыв бомбы, которую незаметно пронесли на борт террористы. В скором времени один из представителей российского Министерства выступил с новой версией относительно организации теракта. В сообщении было отмечено, что боевики могли взорвать бомбу на борту по причине мести российской стороне, которая активно принимала участие в борьбе с террористическим организациями.
Спустя примерно месяц после крушения, в одном из тиражных изданий представителями ИГ были опубликованы фотографии бомбы, которая использовалась для подрыва аэробуса. Боевики самостоятельно создали подрывной механизм из жестяной банки, оснастив ее металлическим цилиндром и пультом.
Военные подразделения Египта смогли задержать одного из лидеров ИГ летом 2016 года. Примерно в это же время был ликвидирован еще один лидер боевиков на территории Сирии. А руководитель террористической группировки Аль-Аднани, по заверению представителей Министерства обороны России, был ликвидирован во время авиаудара.
Стоит отметить, что Пентагон полностью отрицает причастность российской стороны к ликвидации командира террористов.
Следственные выводы
Авиакатастрофа над Синаем встревожила всю мировую общественность, поэтому в расследовании причин крушения приняли участие представители многих стран:
- Российской Федерации;
- Египта;
- Франции;
- США;
- Ирландии;
- Германии.
Согласно правилам расследования, одобренными в Международной ассоциации гражданской авиации, руководителем в этом вопросе должна была выступать египетская сторона. Версия о причастности террористов к крушению была признана действующим президентом Египта только в начале 2016 года. Полный доклад о проведенном расследовании был опубликован представителями Министерства через 2 месяца после выступления президента Египта.
В сообщении было отмечено, что в ходе расследования удалось даже отметить место закладки взрывного устройства. Для выяснения этого вопроса экспертной комиссии пришлось проанализировать все собранные фрагменты разрушенного аэробуса. Анализ фрагментов производился в специальном запасном ангаре на территории каирского авиакомплекса.
По окончании изучения, специалисты смогли подтвердить, что бомба была заложена боевиками в хвосте аэробуса, точнее, в отсеке, используемом для транспортировки негабаритного груза. Как только террористы активировали взрывное устройство, мощнейший взрыв оторвал хвостовую часть самолета, что и стало причиной возникновения неуправляемого пикирования.
Согласно данным, опубликованным в источнике Reuters, были задержаны несколько лиц, которых подозревали в причастности к трагедии. В частности, речь идет о 2-х сотрудниках полиции, механике и грузчике багажного отсека. В агентстве также дополнили, что брат подозреваемого в теракте механика примерно за 12 месяцев до трагедии прибыл на территорию Сирии, чтобы присоединиться к террористической группировке.
Интересная информация о злополучном рейсе
Самолет Аэробус A321-231, который потерпел крушение, имел номер 663. Сошел с завода в 1997 году, и в этот же период вышел в свой первый рейс. Сначала авиалайнер получил временный номер DAVZK.
После удачно проведенных испытаний самолет был выкуплен компанией «Международная лизинговая финансовая корпорация» (ILFC). Авиапредприятие MEA получило его в лизинг. Лайнер имел 149 пассажирских мест, из которых 31 находились в бизнес-классе и 118 в «экономе». Борт эксплуатировался в течение 6-ти лет до того, как перешел обратно к ILFC.
Интересно, что за это время авиалайнер стал непосредственным участником одного из инцидентов, произошедших также на территории Египта. 16 ноября 2001 года была совершена опасная посадка в городе Каире. По вине пилотов самолет так высоко поднял нос, что хвостовая часть сильно ударила по ВПП.
В результате инцидента пострадавших не было. Ни один из пассажиров рейса (81 человек) и 7 работников экипажа не нуждался в медицинской помощи. Вскоре после вынужденного ремонта судно вновь вернулось в эксплуатацию для выполнения пассажирских рейсов.
Дальнейшая история разбившегося самолета
В 2003 года этот же лайнер под номером TC-OAE получила в лизинг перевозчику Onur Air (Турция). Причем изменениям была подвергнута не только бортовая комбинация, но и салон. На службе у «Онур Эйр» самолет стал вмещать 220 мест экономкласса; бизнес-салон было решено убрать.
До 2012 года самолет выполнял рейсы непосредственно Onur Air, саудовской компании Saudi Arabian Airlines и сирийского перевозчика Cham Wings Airlines (последние использовали борт по договору субаренды с Onur Air). Весной 2012 года судно в последний раз вернулось к ILFC.
К перевозчику «Когалымавиа» судно перешло 30 марта. Номер борта был изменен на EI-ETJ. Российский перевозчик, как и предыдущие партнеры ILFC, также заключили лизинговое соглашение. Ровно через месяц самолет был полностью выкуплен голландской компанией AerCap и повторно сдан «Когалымавиа», которая на тот момент уже носила название Metrojet.
Несмотря на столь долгую историю эксплуатации различными перевозчиками, самолет поддерживался полностью в исправном состоянии. Лайнер был оборудован двумя мощными двигателями модели V2533-A5, разработанными International Aero Engines. Последняя эксплуатирующая компания Metrojet («Когалымавиа») предоставила доказательства того, что периодичность и качество всех технических проверок строго соблюдалось.
Согласно документации, последний технический осмотр перед катастрофой произошел 26 октября 2015 года. Плановое обслуживание выполнялось согласно графику и датируется 18 марта 2014 года. Уровень безопасности судна соответствовал коэффициенту 0.67 (максимально 2).
За все 18.5 лет активной эксплуатации самолет совершил 21 590 взлетно-посадочных циклов. Общее время полетов составило 57 413 часов 11 минут. Что соответствует 48% от всего ресурса.
Кто находился в самолете
Всего на борту было 224 человека. Среди погибших были в общей сложности 218 граждан России, 4 Украины и 2 Белоруссии.
Самолетом управляли двое пилотов:
- Командир воздушного судна В.Ю. Немов (48 лет). Количество часов в полете: более 12 000.
- Второй пилот С.С. Трухачёв (45 лет). Летный стаж: 5 641 час.
С пассажирами рейса работали пятеро бортпроводников. «Росавиация» предоставила данные, согласно которым на борту присутствовали 192 взрослых и 25 детей. Наиболее старшему пассажиру исполнилось 77 лет, а младшему — на момент трагедии было всего лишь 10 месяцев.
Как власти стран отреагировали на трагедию?
Соболезнования публично выразили главы большого количества стран:
- Германии;
- Египта;
- Болгарии;
- Латвии;
- Литвы;
- Нидерландов;
- ОАЭ;
- Украины и т. д.
Среди официальных лиц был даже Папа Римский Франциск. Равнодушных к этой трагедии и пострадавшим в мире просто не было, несмотря даже на неоднозначные политико-экономические отношения.
Однако все же один инцидент имел место быть. Хоть официально Франция выразила соболезнования и поддержку, печально известный журнал Charlie Hebdo сразу опубликовал 3 карикатуры по мотивам авиакатастрофы. Российское правительство и общественность были возмущены. Официальный Париж высказался в поддержку журналистов, сказав, что журнал имеет право «выражать без ограничений собственное мнение обо всем», даже если оно противоречит позиции правительства.
Однако не только Charlie Hebdo взял на себя смелость высмеять трагедию, в которой ни члены экипажа, ни тем более пассажиры виноваты не были. Своим «мнением» также решилось поделиться с миром южнокорейское интернет-издание Korea Times.