Яковлев Як-44

При решении задач государственной безопасности и защите своих территорий решающую роль играет разведка. Любые вооруженные силы, какими бы они ни были мощными, будут беспомощными, если действия противника для армии оказываются внезапными. Для успешного противодействия врагу необходима полная информация о противнике, его дислокации и передвижениях как на суше, так и на морских просторах.

Для СССР с его обширными территориями (да и для нынешней России) эта проблема всегда была актуальной. Справиться с такой задачей могли бы небольшие самолеты, легкие и маневренные, оснащенные специальной радиолокационной аппаратурой. Такими машинами можно было снабдить сухопутные вооруженные силы и военно-морской флот, разместив их на аэродромах и особенно на авианосцах для дозора за наиболее отдаленными от береговой авиации рубежами. Так была сформулирована задача создания самолета специального радиолокационного дозора и наведения (РЛДН). Создание изделия такого класса тесно связано с постройкой отечественных авианосных кораблей.

Характеристики

Краткая история и руководители проекта

Колебавшаяся со времени существования СССР и пережившая его распад, противоречивая и непоследовательная концепция постройки и боевого применения авианосных кораблей, к середине 1970-х слегка сгладила колебания и сформулировала требования, а также выдала задания по формированию состава авиационной группы кораблей, одним из которых должен быть самолет радиолокационной борьбы типа зарубежного E-2С «Хокай».

Задание получили разные КБ в т. ч. и ОКБ Яковлева, которое начало разрабатывать самолет Як-44 в 1979 году. Несмотря на наличие американского аналога, работа оказалась сложной, растянулась на полтора десятка лет и канула в лету на уровне полномасштабного макета, прихватив с собой концепцию советского (российского) авианосца островного типа с ровной полетной палубой, паровыми катапультами и атомной энергетической установкой.

Впечатляет список фамилий конструкторов, руководивших проектом все эти долгие годы. Это сам метр — Яковлев А.С., а также Левинских А.А., Яковлев С.А., Дондуков А.Н. и Митькин В.А., закрывший проект в 1993 по причине, как отсутствия финансирования, так и самих атомных авианосцев. А победа была близка. Существуют фото Як-44 (макета) с палубы авианосца «Тбилиси» (с индексом «Э» — спецсамолет) и его создателей. Этот же макет был показан общественности на московской авиавыставке в 1992 г.

 Яковлев Як-44

Самолет Як-44

Як-44 –основные задачи и модификации

КБ Яковлева приступило к работе над проектом самолета РЛДН (обозначение Як-44Э) в 1979 году.

В том же году в подготовленном техническом задании были обозначены технические характеристики самолета. По проектным ТТХ самолет Як-44Э во многом превосходил своего конкурента — «Хокай» (Е-2С), единственный в мире на тот момент корабельный самолет ДРЛО.

Читайте также:   Туполев Ту-70

Однако утверждение  эскизов и построенного к тому времени полномасштабного макета самолета состоялась только в январе 1990 года. Такой перерыв в работе над проектом связан, во-первых, с изготовлением радиотехнического комплекса. Во-вторых, к разработке аналогичного самолета включилось также КБ Антонова с проектом Ан-71, который позже был отклонен из-за больших габаритов машины. После закрытия проекта Ан-71 Яковлев возобновил работы над своим проектом.

Самолет предназначался для широкого применения на наземных аэродромах и на авианосцах, оборудованных трамплинами для взлета и аэрофинишерами для посадки самолета.  В функции Як-44Э входили:

  • осуществление надзора за приграничными территориями на суше, в небе, в море;
  • информирование вооруженных сил об обнаруженных нарушителях;
  • наведение ударной авиационной группы на обнаруженные цели;
  • управление ударной авиацией при поражении обнаруженных целей.

Макет самолета строили всей страной. Кроме опытного производства КБ Яковлева, в постройке самолета принимали участие: Ульяновское АПО, которое занималось антеннами, в Улан-Удэ изготавливали крылья, в Запорожье изготовили двигатели, испытания проводили на полигоне в Саках, а также на борту авианосца «Тбилиси» в Севастополе. А выпускать его предполагалось на авиазаводе в Ташкенте.

Вначале на Як-44Э предполагали использовать уже обкатанную на самолетах ВВП комбинированную СУ из 2-х маршевых и 4-х подъемных турбореактивных двигателей, размещенных соответственно под крыльями и в фюзеляже. Однако, размещенные внутри фюзеляжа двигатели вместе с запасным топливом занимали много места, тем самым усложняли установку радиотехнического комплекса.

Фото Як-44

В последнем проекте 1984 года конструктор отказался от использования подъемных двигателей. На Як-44Э были установлены другие двигатели модели Д-27, изготовленные машиностроительным КБ в Запорожье. По своим техническим качествам это было уникальное изделие, не имеющее аналогов в мировом машиностроении. Во многом благодаря этим двигателям было обеспечено превосходство Як-44Э над своим зарубежным соперником.  Его мощности сделали возможным взлет самолета с палубы без катапульты, в отличие от «Хокай».

В планах проектных работ А.С.Яковлева было намечено продолжение разработок самолета РЛДН самого разного назначения. Основные из них:

  • Як-44Э — палубный самолет ДРЛО, построен и испытан полномасштабный макет.
  • Як-44ПЛО — проект противолодочного самолета, в планах стояло изготовление в двух вариантах – базового и палубного.
  • Як-44Э — наземный самолет ДРЛО для размещения на аэродромах; самолет имел улучшенный РТК и больший период патрулирования; этот вариант планировалось принять в состав ВВС СССР
  • а также Як-44 – проекты патрульного, пограничного, транспортного, спасательного назначения.
Читайте также:   Антонов Ан-158

Системы самолета

По своей укомплектованности радиотехническими и автоматизированными системами Як-44Э можно было сравнить с летающим информационно-вычислительным центром. Установленные системы обеспечивали разведчика информацией самого широкого диапазона:

  • РЛС и РТК (радиолокационная станция и радиотехнический комплекс) обеспечивала панорамный обзор и обнаружение целей в воздушном пространстве на расстоянии до 200 км, и над морем – на расстоянии дальше 300 км.
  • ПНК (Пилотажно-навигационный комплекс) определял координаты самолета в полете с учетом корректирующей информации от спутниковых и наземных навигационных систем; также ПНК вел наблюдение за состоянием систем и силовой установки самолета с дальнейшим отображением информации на дисплеях.
  • КСУ (Комплексная система управления или «автопилот») обеспечивала автоматическое пилотирование по заданному маршруту, и автоматическую посадку самолета по сигналам от наземных или корабельных средств посадки.
  • МНРС (Метеонавигационная радиолокационная станция) выдавала информацию о метеообстановке (например, о грозах) на маршруте и пути их обхода.
  • БАСК (Бортовая автоматизированная система контроля) осуществляла контроль и передачу данных о состоянии и ресурсах систем и оборудования на базу, давала прогнозы на их пригодность к эксплуатации, осуществляла тестирование агрегатов.
  • ЭДСУ (Электродистанционная система управления) – система, обеспечивающая управление самолетом и механизмами крыла в автономном режиме, в ситуациях перецентровки машины, вызванной другой компоновкой оборудования или топливными емкостями.

Кроме перечисленных, на самолете были установлены другие системы обеспечения. Также самолет был оснащен устройством выбрасывания ложных тепловых целей и дипольных отражателей.

Фото Як-44

Утраченная перспектива

Яковлев Як-44 — советский палубный самолёт дальнего радиолокационного дозора, не имеющий индекса по классификации НАТО (в отличие от остальных проектов А.С.Яковлева), хранящийся под грифом «Сов. секретно». Даже запланированный  показ макета Як-44Э на Московском аэрокосмическом салоне в 1995 году был запрещен Минобороны. Этому есть только одно логическое объяснение – проект устарел, но конструкторская мысль, обогнавшая время, не утратила актуальности и в наше время, хотя работы над проектом Як-44Э были прекращены почти два десятка лет назад.

Самолеты РЛДН Як-44Э в модификациях транспортный, пограничный, патрульный, спасательный незаменимы в отдаленных районах, в условиях отсутствия аэродромов или с нефункционирующими или короткими взлетно-посадочными полосами. Они нашли бы применение не только внутри страны, но и смогли составить конкуренцию зарубежной авиатехнике аналогичного назначения.

Добавить комментарий

10 + 14 =