Туполев Ту-116

Самолет Ту-116 был переоборудован из дальнего бомбардировщика Ту-95М в пассажирский авиалайнер, который предназначался для дальних перевозок правительства СССР. Всего было выпущено два таких самолета, проведены качественные всесторонние испытания с перелетами на максимальные расстояния.

История создания

Потребность в разработке такого лайнера появилась в связи с «потеплением» взаимоотношений между СССР и США. Использующийся на тот момент лайнер Ил-14 не соответствовал статусу сверхдержавы.

Подготовку рабочего проекта на переоснащение двух бомбардировщиков поручили ОКБ-156, постановление Совета Министров вышло 2.08.1955 г., и практически сразу было выдано техническое задание.

Должен быть разработан межконтинентальный пассажирский лайнер повышенной комфортности, который бы перевозил до 24 человек, а также 400 кг багажа. В количество пассажиров входил обслуживающий персонал, а также вооруженная охрана, состоящая из 10–12 человек.

Сроки для переделки ТУ95 были и поставки на испытания пассажирского лайнера были указаны довольно маленькие — сентябрь 1956 года. Считалось, что переделка очень простая, но ОКБ 156 было слишком загружено заказами, поэтому сроки были перенесены.

Фото Ту-116

Переоборудование машины

Бомбардировщик переоборудовали таким образом:

  • демонтаж всех узлов для вооружения;
  • два отсека сразу за центропланом были переоборудованы в герметичную кабину из двух салонов для пассажиров (в первом находился отсек для 6—8 человек, а второй был рассчитан на 3 пассажира и предназначался для «главного лица»);
  • в самолете были кухня, туалет, служебное помещение;
  • в хвостовой части располагался встроенный трап для входа в лайнер, здесь же было размещено отделение с осветительными авиабомбами и парашютом для аварийного снижения.

Интерьер салона самолета вполне соответствовал статусу для транспортировки руководителей государства. Там стояли мягкие кресла и кресла-кровати, лайнер оснащен радиолой и устройством связи с экипажем.

Читайте также:   Самолет Ту-334: характеристики, перспективы

Чтобы вы смогли лучше представить, как выглядит самолет данной модели, ниже разместим фото Ту-116.

Самолет Ту-116

В носовой части машины располагалась гермокабина для экипажа, который состоял из 2 пилотов, 2 штурманов, бортинженера, техника, радиста, штурмана. За кабиной пилотов был установлен отсек для добавочных жидкостей, в которых нуждались силовая установка и радиосистемы. На борту самолета установлены новейшие на то время радиостанции, связное и навигационное оборудование.

Для аварийной посадки на воду в машине предусматривались 2 плота и 2 спасательные лодки. Самая большая дальность полета предусматривалась 11 тыс. 190 км, для этого в его баках имелся запас топлива 77 тыс. 800 литров.

Первые испытания авиалайнеров

Было переоснащено два самолета ТУ-95, предназначавшихся для дальней перевозки первых государственных лиц.

Первый самолет поступил на испытания и выполнил свой первый перелет в апреле 1957 года и дальше его испытания продолжались до октября месяца. Второй авиалайнер был переоборудован в июне 1957 года, он поступил на испытания в феврале 1958 года и в марте совершил свой первый полет. В этом же месяце самолет совершил полет на аэродром Чкаловский, а оттуда выполнял экспериментальные полеты на дальность.

В июле самолет выполнил перелет дальностью 34 тыс. км с тремя пересадками. Другой самолет совершил перелет по маршруту Москва — озеро Байкал — Москва. Скорость авиалайнеров была 740—800 км/час.

Госиспытания обоих самолетов были благополучно завершены, им присвоена маркировка ТУ-114Д, что обозначало «Дипломатический». Однако они так и не пополнили парк государственных правительственных летательных аппаратов. Хотя по летным параметрам они не уступали Ту-95, но были расценены официально не очень надежными. Дело в том, что вначале двигатели самолетов не имели всережимного автоматического флюгирования воздушных винтов. Из-за этого были чрезвычайно высоки требования к экипажу, их квалификации. Впоследствии эта система все же была внедрена, и самолеты были доведены для ее установки.

Читайте также:   Характеристики Ил-114-300

Поговаривали еще, что Никите Сергеевичу не понравилось, что главный вход находится в задней части флюзеляжа, под хвостом, что не давало возможности эффектного выхода из самолета первых лиц государства.

К этому моменту был уже построен Ту-114 – турбовинтовой дальнемагистральный самолет. А ведь ТУ-116 создавался на тот случай, если будут задержки по проекту ТУ-114, а возникнет необходимость дальнего перелета на Кубу ил США.

Обе машины ТУ-116 были переданы на баланс ВВС СССР, где они служили верой и правдой до 90-х, а затем одна из них была утилизирована, а вторая сейчас находится в Ульяновске в музее гражданской авиации. Фото салона Ту-116 можно сделать только там. Оба самолета были окрашены в цвета гражданского лайнера и имели регистрационные номера Аэрофлота. Технические характеристики самолета представлены в таблице на рисунке.

Характеристики

Добавить комментарий