Яковлев Як-201: фото, ТТХ
Задача повышения обороноспособности страны всегда оставалась в числе первостепенных задач для страны. В этих целях использование самолётов вертикального взлета и посадки (СВВП) имело целый ряд преимуществ. СВВП могут базироваться как на авианосцах, так и на аэродромах без оборудованных взлетно-посадочных полос. На вооружении в ВВС имелись палубные самолеты (например, Су-27 или МиГ-29), но им нужна была специальная взлетно-посадочная полоса и дополнительные устройства торможения.
Содержание
Краткая история предшественников
КБ Яковлева имело в области разработок СВВП немалый опыт. Самолеты ВВП пытались создать многие авиастроительные компании в СССР и за рубежом, но до серийного выпуска дошли только советский Як-38 и американо-британский самолёт Harrier.
Первый созданный штурмовик Як-38 состоял на вооружении в корабельной авиации ВМФ около полутора десятков лет. Было построено больше двух сотен машин Як-38, однако потери среди них по разным причинам составили почти пятую часть.
Следующий проект КБ Яковлева Як-141 (и его сухопутная версия Як-43) оказался еще менее успешным. Несмотря на реальное воплощение проекта в нескольких экземплярах и доведения их к первым полетам, до практического применения проект не дошел — он был приостановлен на этапе лётных испытаний, а в начале 2000-х вовсе закрыт. Уникальный Як-141 был первым отечественным сверхзвуковым самолетом и должен был войти в состав палубной авиагруппы авианосных крейсеров. По летным характеристикам он превосходил зарубежные модели.
Однако разработка самолетов такого класса не прошла даром. Был приобретен опыт эксплуатации самолетов ВВП и их пилотирования, а также наработано немало конструкторских и инженерных решений, примененных в следующих проектах.
Самолет пятого поколения
Дальнейшее развитие корабельный вариант Як-141 (як-43) должен был получить в проекте СВВП Як-201, работы над которым КБ Яковлева начало в середине 1990 г., причем по своей инициативе, как это часто происходило в последнее время.
Еще на этапе эскизного проектирования новому воздушному судну предполагалось присвоить статус машины пятого поколения.
Перед конструкторами стояла задача создать самолет-«невидимку», маневренного, с пилотажными качествами, обеспечивающими превосходство над противником в боевых действиях, способного вести воздушный бой на любых высотах, больших скоростях и большом радиусе полета. Для «невидимости» планировалось при изготовлении использовать материалы, обеспечивающие радиолокационную и тепловую незаметность машины.
Особенности проекта
Новый истребитель Як-201 имел следующие отличия от своего предшественника Як-141 (Як-43):
- больший радиус действия;
- единую силовую установку;
- отсутствие в конструкции прямых углов;
- специальные отсеки для вооружения внутри фюзеляжа.
Вся конструкция самолета отличалась плавностью форм и минимумом прямых углов. Реальные фото Як-201 отсутствуют, так как проект не был реализован в «железе», не было построено ни опытного прототипа, и даже макета. Как должно выглядеть воздушное судно, можно представить только по эскизным рисункам и чертежам конструкторов.
Самолет создавался с двойным вертикальным оперением (двухкилевая форма хвоста) с большими углами наклона. Силовая установка представлена подъемно-маршевым двигателем (ПМД) с вентилятором на механическом приводе. На ПМД возлагались две задачи: при взлете — создание подъемной силы для обеспечения набора высоты, после набора высоты — создание тяги для обеспечения крейсерской скорости при горизонтальном полете.
Для придания самолету сверхманевренности сопла сконструированы поворотными. Форма сопел (плоские или круглые) не имела значения. Из-за недостатка места, связанного с размещением двигателя за кабиной летчика, самолет создавался одноместным. Оружие планировалось разместить в специальных отсеках внутри фюзеляжа.
В качестве вооружения должны использоваться:
- двуствольная авиационная пушка ГШ-23 калибром 23 мм с комплектом 120 боевых снарядов;
- УР (управляемые ракеты) типа «воздух-воздух» среднего (тип Р-27) и дальнего (тип Р-77) действия;
- УР «воздух-поверхность» (типов Х-25, Х-31А или Х-35),
- возможность использования подвесных контейнеров с неуправляемыми ракетами;
- прорабатывалась возможность размещения ближних ракет (тип Р-73 и Р-60) и блоков НАР калибром 80-240 мм, а также 6 бомб массой 500 кг;
Основные летно-технические характеристики (ЛТХ) машины приведены ниже. Проект КБ им.А.С. Яковлева Як-201 не получил развития: основной причиной стало отсутствие финансирования со стороны Минобороны страны, а также не сформулирована окончательно программа ЛФИ.
Перспективы на будущее
Однако есть надежда, что в Минобороны помнят о проекте СВВП, поскольку он может оказаться весьма востребованным для корабельной авиации России. На Международном военно-техническом форуме (МВТФ) «Армия-2018» первыми лицами государства было сделано заявление о планах по созданию нового самолета ВВП для авианосцев в рамках государственной программы вооружения. О начале работ над проектом такого самолета появилась информация годом раньше, на МАКС-2017.
Для реализации проекта Минобороны планировало обратиться к специалистам КБ им. А. С. Яковлева. Работы по созданию СВВП должны стать продолжением «Яковлевкой» линии на базе имеющегося опыта, но с применением новых современных технологий. Подобная техника должна стать будущим палубной авиации. Вот такая перспективная история.