Як-142: технические характеристики
ОКБ А. С. Яковлева занималось, в основном, созданием спортивных, учебно-тренировочных и военных самолетов разного назначения, накопив в этой области огромный опыт. Разработанные проекты отличались высокой технической культурой и оригинальностью конструкторских решений, часто новаторскими идеями, опережавшими свое время. В «копилке» созданных конструкторами авиамашин имелись также проекты небольших пассажирских самолетов (например, Як-58), но в целом большого опыта создания самолетов такого класса не было, и совсем не было опыта проектирования многоместных пассажирских лайнеров.
Тем удивительнее, что созданные в КБ Яковлева пассажирские самолеты оказались удачными. В пассажирских авиаперевозках страны они заняли прочное место наравне с известными воздушными судами марки «Ту» или «Ил». Более того, пассажирские самолеты «яковлевцев» стали первыми среди реактивных пассажирских самолетов, которые на внутренних воздушных авиалиниях внесли в перелеты комфорт и скорость.
Удачные предшественники
История создания самолета Як-142 берет свое начало от проекта Як-40, и является непрерывной цепочкой процессов совершенствования данной машины. От Як-40 и всех последующих его модернизаций, Як-142 собрал лучшие свойства: отличные пилотажные характеристики, устойчивость и легкость безбустерного управления, безопасность полетов по приборам ночью и в сложных метеоусловиях, удобное размещение приборов бортового управления, высокую энерговооруженность. От предшественников он унаследовал хорошую репутацию на зарубежных авиаперевозках и востребованность на зарубежном рынке. Этапы совершенствования проекта Як-40 до модификации Як-142:
- Як-40 – первый отечественный самолет, получивший сертификацию годности по нормам США (FAR-25) и Англии (BCAR), экспортировался за рубеж.
- Як-42 — улучшенная версия для ближних перелетов с увеличенными до 120 пассажиро-местами, более экономичная и рентабельная, благодаря чему при переходе к рыночной экономике самолет обошел многих своих конкурентов. Однако в его летной истории было несколько аварий с гибелью людей. Не смотря на то, что проведенные расследования не подтвердили ошибки в конструкции, было принято решение об его модернизации.
- Як-42Д – был создан и сертифицирован в 1987 году; на нем установлена система автоматического управления (САУ) для приземления в сложных метеоусловиях; также по требованиям зарубежных авиакомпаний он был укомплектован системами навигации GPS и TCAS II предотвращения столкновения в воздухе; были улучшены салоны эконом- и бизнескласса. Однако череда постоянных сбоев в работе бортовых устройств потребовала создания нового варианта самолета.
Так появился Як-142. Фото Як-142 приведены ниже. Разработка началась в ОКБ им. А. С. Яковлева в 1987 году, а первый экземпляр изготовлен в декабре 1992 г. Вначале он назывался Як-42А. Свое обозначение Як-142 получил в 1993 г.
В том же году его впервые увидела публика на Московском аэрокосмическом салоне (МАКС). Позже он демонстрировался на авиасалонах Ле-Бурже и Берлина.
Конструкция и ее особенности
Самолет Як-142 — авиалайнер для перевозки пассажиров на ближних авиалиниях.
От предшественников самолет отличается внешним видом, имеет более удлиненный корпус, имеет улучшенные аэродинамические свойства и экономические показатели, а также улучшенные летно-технические характеристики.
Модель – свободнонесущий низкоплан с Т-образным оперением, выполнен по аэродинамической схеме. Фюзеляж – цельнометаллический, изготовлен из прочных современных сплавов, обеспечивающих прочность и легкость. Крылья — стреловидные, неразъемные, размах – 38 м.
Шасси — трёхопорное, в полете убирающееся, с управляемой передним колесом, колеса оборудоваы системой тормозов. Силовая установка (СУ) состоит из трех турбореактивных двухконтурных двигателей (ТРДД) Д-36 Пермского НПО «Прогресс»; суммарная мощность двигателей обеспечивает перевозку тяжелых грузов. По требованиям эксплуатирующих компаний двигатели оснащаются устройствами снижения шума. Обязательное бортовое оборудование состоит из следующих приборов:
- ЦПНК-42 — цифровой пилотажно-навигационный комплекс;
- система автопилотирования в различных режимах полета, включая заход на посадку и приземление; самолет имеет программу на 70 различных маршрутов (вплоть до времени прибытия по расписанию), которые могут быть выполнены «автопилотом» с минимальным участием летчиков;
- 5-режимная система работы двигателей, управляемых автоматикой с отображением информации обо всех режимах на электронном табло в кабине пилотов;
- система предотвращения сваливания в критические режимы полета;
- система электродистанционного управления, обеспечивающая продольную устойчивость машины на крейсерских скоростях.
Установленные системы автопилотирования обеспечивают управление лайнером двумя пилотами, без привычных штурмана и бортинженера. По требованию заказчика на самолёте могут быть установлены другие системы, например, навигации GPS по спутнику или TCAS предупреждения столкновений в полете с другим воздушным судном. Самолет имеет следующие летные параметры. Подробно технические характеристики приведены ниже в таблице.
- крейсерская скорость — 750 км/ч;
- высота полета –до 10 км;
- дальность полета — от 1,6 тыс до 2,7 тыс. км.; при максимальной заправке дальность полета возрастала до 5 тыс.км.
Особенностью самолетов Яковлева Як-142 и его ранних версий является наличие на борту собственного трапа. Это расширяет область применения машин до аэродромов 3-го класса, где наземные трапы не предусмотрены по статусу аэропорта. Кроме этого самолет становится более независимым от наземного обслуживания.
Неосуществленные планы
При работе над проектом Як-142 конструкторами было предусмотрено несколько вариантов компоновки салона для пассажиров, в результате разработаны версии салонов с размещением от 39 до 120 и более пассажирских кресел. В планах было создание следующих вариантов машины:
- вариант туристического класса на 156 ,162, 180 пассажиров (регулируется расстоянием между рядами кресел);
- двух-салонный вариант позволял размещение 12 пассажиров в первом салоне и 126 пассажиров во втором;
- вариант с 3-мя пассажирскими салонами предусматривал размещение 12 пассажиров в первом салоне, 24 пассажира — во втором, и 96 — в третьем салоне.
Заказчикам предоставлялась возможность выбора сопутствующих устройств и варианта компоновки салона в соответствии с планами на самолет. Серийный выпуск машин предполагалось организовать на Саратовском авиазаводе. Однако из-за экономического кризиса, охватившего страну после распада союза, этим планам не суждено было осуществиться.
Закрытие многих перспективных проектов, в числе которых оказался проект Як-142, связано с прекращением финансирования. Лайнер был построен в единственном экземпляре Як-142 (борт RA-42424) и в настоящее время является собственностью авиакомпании «Лукойл». В архив неосуществленных планов КБ им. А. С. Яковлева добавился еще один проект. Вот такая очередная невеселая история.