Самолет Ту-143

Ту-143 — советский беспилотник, разработанный в конце 60-х годов ХХ столетия в ОКБ Туполева. Подобные самолеты — спецкомплексы для непилотируемой разведки стали активно разрабатывать в СССР в то время. Создание этого разведывательного аппарата предписывало постановление Совета Министров, которое вышло в 1968 году. Предполагалось разработать по две модели:

  • для авиафоторазведки;
  • для телеразведки;
  • для радиационной разведки.

Все работы по этим моделям нужно было окончить в 1972 году. Итак, узнаем больше об истории этого лайнера.

Ту-143

История разработки ТУ-143

Техническое задание на разработку аппарата содержали условия, которые вынудили инженеров серьезным образом переосмыслить свою тактику конструирования, изготовления и испытания таких непилотируемых аппаратов. Этот самолет должен быть используемым много раз, уметь летать как высоко, так и низко, а также над горной местностью.

Высокие требования, которые предъявлялись к аппарату, приводили к необходимости разработки радио и другой аппаратуры на борту самолета с применением современнейшей элементной базы.

При конструировании этого нового беспилотника для тактического разведывания применялся большой опыт, имеющийся на тот момент в ОКБ Туполева, а также в других аналогичных организациях, поскольку уже почти 10 лет проводились работы по непилотируемым аппаратам. Во главе этих работ был Главный конструктор Г. М. Гофбауэр, а после его кончины продолжил работу Л. Т. Куликов.

БПЛА Ту-143 был сконструирован довольно быстро, и в последний месяц 1970 года произошел его первый удачный полет. В 1972 году уже были Госиспытания, которые завершились в 1976 году, потом аппарат передали для Советских войск. В ходе госиспытаний уже самолет запустили в серийное изготовление в городе Кумертау. В 1989 году уже было изготовлено 950 разных самолетов Ту-143.

Беспилотник Ту-143 быстро внедрили в военные части, он получил высокое одобрение, поскольку это было надежное эффективное средство для тактической разведки. Он внедрен и получил применение в сухопутных войсках, а также использовался в других видах Вооруженных Сил. Чем он был хорош, так это тем, что обеспечивал более точный и быстрый заход на территорию разведывания по сравнению с другими пилотируемые тактическими разведывательными оборудованиями. Это большое преимущество в такой работе, особенно если нужна была разведка на нескольких близлежащих районах.

Читайте также:   Ту-142 и Ту-95: отличия

При полете и разведке соблюдался строго температурный режим аппаратуры, стабилизация комплекса, что обеспечивало отличные условия работы и позволяло получать информацию в качественном виде. Например, на скорости почти тысячу километров в час на высоте более полкилометра аппарат распознавал объекты размером чуть более 20 см.

Особенно хорошо было использовать самолет в горной местности, когда нужно было взлетать и садиться на высоте более 2-х км над уровнем моря, облетать горы высотой 5 км. Это позволяло использовать самолет на войне в странах с горной местностью, и он был недосягаемый для противовоздушных средств противника. БПЛА Ту-143 отгружался на экспорт в некоторые социалистические страны и в Сирию, он использовался во время конфликта в Ливане в 80 годы.

Также были модификации, в которых самолёт снабжался аппаратурой для радиационной разведки и передавал информацию о радиационной обстановке по маршруту, где должен был лететь самолет. Впервые самолет был продемонстрирован на выставке в Москве и в музее Монино, фото Ту-143 вы можете видеть ниже.

Беспилотник Ту-143

На стыке семидесятых-восьмидесятых годов прошлого столетия разрабатывались также модели Ту-143 для помощи в проведении агитации. Отсек в передней части самолета заменялся на другой – здесь помещали пачки материалов по агитации, масса которых доходила до 19 кг, а также были средства сброса. Со специальных конвейеров осуществлялся сброс таких материалов из трех отверстий.

Самолет Ту-143 использовался для ведения разведки в приграничных областях на расстоянии до 70 км, при этом производилось фотографирование, телесъемка, а также проводились наблюдения за радиационным фоном. Разведывалась местность, где сосредотачивались войска и военная техника предполагаемого противника, а также его некоторые другие специальные сооружения.

БПЛА Ту-143 были в составе спецкомплекса для тактической разведки «Рейс» в количестве 12 машин, а, кроме того, сюда относились средства проведения пуска и посадки, переработки и дешефрирования информации, пункты связи.

Такие комплексы производили разведывательные действия не только на небольших высотах, но и помогали скрыть подготовительные операции и пуск Ту-143 и передавать информацию в режиме реального времени. «Рейс» имеет следующие функции:

  • подготовительные операции по запуску и сам запуск Ту-143, который производится со специальной пусковой установки;
  • управление самолетом Ту-143 во время полета на определенной высоте;
  • запуск программ полета, времени включения/отключения аппаратуры на борту самолета; фото и телесъемка, радиационная разведка;
  • передача информации в нужную точку.
Самолет Ту-143
Запуск Ту-143

Конструкция Ту-143

Ту-143 по конструкции — моноплан с крылом треугольной формы, низко расположенным. Сплошной металлический корпус имеет впереди дестабилизатор, который нужен для обеспечения устойчивости в полете. Крыло небольшого удлинения стреловидной формы. По задней кромке крыла расположены элевоны, которые управляют самолетом по крену и по тангажу. Под корпусом находится воздухосборник, а сам фюзеляж разделен на 4 отсека.

Читайте также:   Антонов Ан-38

Беспилотник Ту-143

Передняя часть фюзеляжа, носовой отсек, является полностью съемной и его можно отсоединить от корпуса и сберегать в другом месте. Эта часть конструкции выполнена из прозрачного пластика и предназначалась для сбережения контейнеров с фото и телеаппаратурой.

Во втором отсеке корпуса находится аппаратура для телеуправления и электропитания. В третьем отсеке расположен бак с топливом, через который проложен канал от воздухозборника к мотору и другим частям самолета. Также здесь установлен двигатель ТРЗ-117. Четвертый отсек — гондола мотора, вверху которой находится контейнер с парашютами: 1 посадочный и 1 тормозной.

Шасси самолета состоит из трех опор, выдвигающихся во время приземления. Опора, находящаяся впереди, прячется во второй отсек, а другие — вовнутрь крыла. Спецоборудование для разведки было размещено в передней сменной части фюзеляжа, его было 2 разновидности: для фото и телеразведки. При телеразведке информация сразу поступала на землю по каналу связи. А при проведении разведки с помощью фотосъемки требовалась обработка информации после приземления самолета.

Во время разведывательного полета выполнялась фотосъемка непрерывно с интервалами, устанавливаемыми автоматически, или передавался телевизионный сигнал. Для установки соответствия передаваемой картинки и местности разведывания посылались также на землю метки дальности. Разведка выполнялась днем на небольших высотах до одного километра. Полет длился всего 13 минут.

Технические характеристики

Все важные параметры самолета перечислены на изображении ниже. Также в конце статьи вы можете ознакомиться с тематическим видеороликом, чтобы увидеть ТУ-143 во всей красе.

Фото Ту-143

Добавить комментарий