Туполев Ту-130

По сути дела, самолет Ту-130 – это беспилотное средство доставки бомбы без двигателя. Идея аппарата в том, что ракета его выводит на высоту спутника и затем, отделившись от последней ступени ракеты, аппарат планирует в свободном полёте на скорости в несколько раз быстрее звука. Эта тема является совершенно новой для проектировщиков, поэтому было предложено множество вариантов. Часть из них дошла до стадии натурных макетов, другие были отставлены во время испытаний или даже расчётов.

В одном из вариантов самолёт имел конусообразную форму с маленькими стреловидными крыльями. Крылья имеют элевоны, с помощью которых создаётся запутанная кривая траектория, для усложнения уничтожения системами ПВО противника. На указанной высоте срабатывает бомба либо тормозные щитки, а затем и парашют. Преимуществом являлась более точная система наведения на объект, при этом она была проще, чем в предыдущем поколении средств ракетной доставки.

Ту-130

Разработка

В ходе создания самолета Ту-130 разработчики искали оптимальную аэродинамику.

Были изготовлены массово-габаритные макеты различных аэродинамических схем машины: «симметричная» и «несимметричная», «бесхвостка», «утка» и несколько других. Параллельно за два года разработки Ту-130 были найдены новые технологические материалы, которые выдерживали температуры, возникающие при сверхзвуковом спуске.

Проектировщики сделали несколько натурных макетов с датчиками, которые позволяли снять характеристики полёта. Их испытывали при сверхзвуковых скоростях в аэродинамических трубах. Потом к макетам прикрепляли твёрдотопливные ускорители Ту-16ЛЛ и запускали их для определения необходимых параметров начинки по ускорениям и вибрации. Длительное воздействие высоких температур изучалось в специальных печах.

В окончательном варианте получился конусообразный бесхвостый аппарат со сплюснутым носом для сверхзвукового спуска, с маленькими крыльями и углом атаки 75 градусов. Окончательно разработка имела размеры 8.8 м, размах крыла — 2.8 м, высота 2.2 м.

Читайте также:   Яковлев Як-35

Внутри находятся системы управления, питающиеся от аккумуляторов для привода тормозных щитков, в хвостовой части – тормозной парашют. Сначала скорость гасилась щитками, потом парашютом большой площади. Аппарат прошёл все заводские и лётные испытания. Фото Ту-130 приведено ниже.

Самолет Ту-130

На основании Постановления Совета Министров СССР работы прекращены, а результаты использовались при проектировании Ту-136 (ракетоплан «Звезда»).

Добавить комментарий

13 + семь =